Волонтерское движение в Беларуси становится все популярнее. Как стать волонтером? Какие качества для этого необходимы? Как это изменит твою жизнь?
Рассказывает Виктория, которая вот уже нескольких лет регулярно участвует в волонтерских проектах.
Как ты можешь охарактеризовать понятия «волонтер», «волонтерское движение»?
— Волонтер занимается какой-либо деятельностью, направленной на благо общества, не получая при этом материального вознаграждения. Самое главное, на мой взгляд, чтобы это желание шло от души, а деятельность, которой человек занимается на волонтерских началах, приносила ему удовольствие.
Личная мотивация тоже имеет большое значение. Работа волонтера не всегда захватывающая и увлекательная, порой сопряжена с сильным стрессом и необходимостью уделять ей много времени. Поэтому если человек пошел в волонтеры, «потому что так надо», не определив для себя лично источники внутренней мотивации, в дальнейшем может быстро перегореть, столкнувшись с первыми же трудностями.
За волонтерскую деятельность не платят денег, но я бы не сказала, что волонтеры работают совсем безвозмездно. Участие в волонтерских проектах дает множество «плюшек», например расширение кругозора и социальных связей, знакомства с интересными людьми, получение новых знаний и навыков.
Если мы говорим о международных волонтерских программах, это еще и возможность посмотреть мир, попрактиковать свои знания иностранного языка, развить в себе толерантное отношение к другим культурам. Все это очень обогащает духовно.
Как ты узнала о международных волонтерских программах?
— Это вышло, можно сказать, случайно. Лет пять назад мы с друзьями отмечали мой день рождения в антикафе «Дом Фишера». Наша компания уже собиралась уходить, как вдруг начался какой-то движ. Перед нами внезапно появилось очень много молодых ребят в разноцветных футболках с брошюрами о волонтерской деятельности.
В этом антикафе часто проходят разные мероприятия: киноночи, вечера настолок, поэтические вечера, лекции, мастер-классы. И вот так совпало, что именно в тот вечер в «Дом Фишера» приехали ребята-волонтеры из России и разных областей Беларуси, чтобы поделиться опытом участия в международных волонтерских проектах.
Встреча проходила в формате живой библиотеки: мы выбирали одного волонтера – «книгу» и в небольшой группе расспрашивали о его личном опыте международного волонтерства, затем группы менялись «книгами».
Тогда, впервые узнав о международных волонтерских программах, мы открыли для себя очень увлекательную и достаточно бюджетную для студента возможность посмотреть мир и при этом сделать что-то полезное для общества. Забавно, что спустя 4 года я уже была в числе организаторов похожей встречи в Москве.
Как близкие и друзьям отнеслись к твоему участию в такого рода мероприятиях?
— Когда я пришла домой после той самой встречи волонтеров в «Доме Фишера» и заявила родителям, что летом собираюсь ехать в волонтерский лагерь в Европу, мама отреагировала негативно, мол, «только через мой труп». Мне было обидно вдвойне, потому что трое моих друзей, с которыми мы были тогда на встрече, уже паковали чемоданы в Великобританию, Германию и Чехию.
Когда они вернулись из своих лагерей, довольные и полные впечатлений, моя мама убедилась, что их никто не убил и не продал в рабство, и ей стало гораздо спокойнее отпустить меня. В следующем году я поехала в волонтерский лагерь во Францию совсем одна.
А еще спустя год мама сама предложила мне подать заявку на участие в долгосрочном проекте European Voluntary Service, в котором до этого, кстати, участвовала моя двоюродная сестра. Сейчас и родители, и друзья меня очень поддерживают, хоть и скучают, когда уезжаю надолго.
Для чего нужны международные волонтерские программы?
— Мы все живем на одной планете и сталкиваемся ежедневно с похожими проблемами. Но поскольку многие из нас живут в очень разных социальных, политических, экономических, культурных условиях, часто возникают сложности в коммуникации между людьми из разных уголков мира. Нет взаимопонимания, взаимоуважения и доверия к другим культурам.
Международные волонтерские программы дают нам всем возможность встречаться, обсуждать свои культурные ценности и взгляды на проблемы, делать вместе что-то полезное для общества. Как говорила моя знакомая, тренер в сфере неформального образования Мариша Корж: «Человек не станет бояться и ненавидеть людей из другой страны, если бывал в ней и имеет там друзей».
Расскажи о своей первой волонтерской программе
— В 2015 году мне было 19 лет, и я впервые поехала в волонтерский лагерь во Францию. Это был международный проект организации Concordia France, связанный с облагораживанием территории у резиденции для пожилых людей в небольшом городке Chelles в 18 километрах от Парижа. Наша интернациональная команда состояла из французов, русских, армян, испанцев, турка, тайваньца и меня, белоруски.
Мы жили в здании местной начальной школы, все вместе в одной большой комнате. Условия были неприхотливые: спальные мешки, матрацы и общий душ на 10 человек. Интернет – только у соседнего отеля по очереди: за 5–10 минут успеть позвонить родным, пока не выгонит охранник. Также вместе готовили еду на всех и убирали наш общий дом – жили одной большой семьей.
Каждый будний день после завтрака мы надевали шлемы, садились на велосипеды и ехали на работу. Трудились в группах по 4–5 человек: копали, ровняли землю, мешали бетон, садили цветы, строили деревянные домики для птиц и для насекомых. Честно скажу, работать было непросто, особенно в июле под палящим солнцем. Но нам было в кайф быть вместе, общаться друг с другом и с жителями резиденции. Они угощали нас свежими фруктами и ягодами, приглашали к себе в гости, а кто-то даже предлагал помощь.
В конце нашего проекта они организовали для нас торжественный ужин и дискотеку. Спустя три недели нашей работы в саду возле резиденции появились бетонная дорожка, клумбы и кормушки – живое воплощение нашего дизайн-проекта, над которым мы бились весь первый день.
Социальные сети в лагере проверять не хотелось: жизнь кипела 24/7. Почти до рассвета в нашей комнате не утихали смех и разговоры. Мы писали свои имена тайваньскими иероглифами, танцевали армянские танцы, смеялись над испанскими ругательствами, вместе ездили в Париж, плавали в местном озере, зажигали на дискотеках.
Прощаться было очень грустно, кто-то даже плакал. За эти три недели мы все очень подружились. Прошло, кстати, уже почти четыре года, а с некоторыми ребятами из лагеря я общаюсь до сих пор.
Тебе было страшно ехать одной в незнакомую страну?
— Нет, наоборот, я была очень excited, мне было интересно. Я достаточно авантюрный человек, и мне хочется постоянно расширять свою зону комфорта. Хотя до участия в волонтерском проекте я никогда не жила одна либо с незнакомыми людьми в одной квартире и, конечно же, не использовала для повседневного общения только английский язык.
Мне хотелось научиться самой управлять своим бытом, бюджетом, организовывать свою волонтерскую работу, выстраивать коммуникацию с людьми в межкультурном окружении. Это был своего рода вызов, и мне кажется, я неплохо с ним справилась.
А отношения с родственниками и друзьями после моего 11,5-месячного отсутствия дома, кстати, стали только крепче. Очень приятно осознавать, что мы прошли проверку расстоянием. А еще у меня в Беларуси в прошлом году побывало столько гостей! Многие из них даже не представляли, где находится на карте мой родной город, а теперь он является одним из самых красивых в мире не только для меня, но и для них.
На что ты обращаешь внимание при выборе волонтерской программы?
— Конечно, род деятельности имеет огромное значение. Мне не очень интересна археология, поэтому я вряд ли выберу проект в этой сфере. У меня для участия в некоторых проектах, на мой взгляд, пока недостаточно навыков, поэтому я их тоже не выбираю.
Важно четко понимать, что тебе интересно, что ты умеешь делать хорошо, чему хочешь научиться и чем ты можешь быть полезен. Поэтому для участия в любой волонтерской программе требуется мотивационное письмо. Проектов, как и волонтеров, тысячи. Организации предлагают позиции волонтеров тем ребятам, которые могут четко ответить на вопросы: «Почему я выбираю именно этот проект?», «Почему организация должна выбрать волонтером именно меня?»
Мне лично больше всего интересны проекты, связанные с межкультурной коммуникацией, социальной работой, работой с детьми. Еще очень хочу поучаствовать в экологическом проекте.
Что касается выбора страны, это тоже важный критерий. Участие в волонтерском проекте за границей (особенно долгосрочном) предполагает неизбежную межкультурную коммуникацию. Нужно иметь хотя бы базовое представление о культуре и ценностях той страны, в которую отправляетесь. Вы должны знать об особенностях климата и иметь представление о религиозных порядках, принятых правилах поведения в обществе и уровне преступности.
Также важно понимать, насколько вы готовы тесно и постоянно взаимодействовать с этой культурой. Например, в той же Африке мне хочется побывать, но я бы не поехала туда одна из соображений безопасности.
Сколько обычно длятся волонтерские программы и какие страны ты уже посетила?
— Кроме Франции была в Норвегии и Италии. Мой норвежский проект длился 11 с половиной месяцев, а итальянский – четыре недели. Обычно волонтерские лагеря длятся две-три недели, долгосрочные проекты European Voluntary Service (European Solidarity Corps) – от 6 до 12 месяцев.
В Италию я ездила волонтерить в хостеле, который нашла через платформу Workaway. Это не волонтерская программа в чистом виде, скорее каучсерфинг для волонтеров.
Заплатив 30 евро за годовое членство, вы получаете доступ к контактам фермеров, владельцев хостелов, организаторов самых разных волонтерских проектов по всему миру, которым нужна помощь добровольцев.
Там можно посмотреть профили организаторов и волонтеров, работает система отзывов. Но все построено на доверии, документально ваше участие в проекте обычно никак не подтверждается, поэтому нужно заранее тщательно проверять всю информацию о месте, в которое вы едете, и обговаривать условия.
С помощью Workaway можно найти возможности для волонтеров в любой точке мира и на любой период. При этом организаторы обычно обеспечивают участников программ только проживанием и лишь иногда питанием. Расходы на дорогу и визу, как правило, покрывают сами волонтеры.
Расскажи о своей самой долгой поездке
— В 2016/2017 году я ездила на 11 с половиной месяцев в норвежский город Ставангер работать с детьми и подростками в досуговых клубах. Эту поездку организовала программа European Voluntary Service, которая с прошлого года функционирует под названием European Solidarity Corps.
Изначально я подавала заявку на похожий проект в Чехии, для участия в котором меня выбрала чешская организация, но она впоследствии не получила грант от Евросоюза.
Потом я случайно увидела в ленте Facebook информацию о last-minute проекте в молодежной организации Норвегии и через полтора месяца уже регистрировалась на рейс в Ставангер, о котором раньше не слышала вообще ничего.
В Норвегии я работала волонтером в двух досуговых центрах для подростков. Туда дети приходят после школы, чтобы пообщаться друг с другом и с волонтерами. Здесь они могут поиграть в настольный футбол или PS4.
Моя задача состояла в следующем: поддерживать дружескую атмосферу в центре, разговаривать с ребятами, готовить для них пиццу и молочные коктейли. Иногда мы с коллегами организовывали для них разные мероприятия: интеллектуальные викторины, караоке, вечеринки, концерты, игры, межкультурные вечера. Раз в неделю я сервировала стол для пожилых людей, которые занимались физиотерапией, и немного разговаривала с ними по-норвежски.
Летом волонтерила в детском лагере. Мы с детьми рисовали, танцевали, готовили еду, играли в подвижные игры, ходили в музеи, театры и парки аттракционов. Еще для местных жителей я проводила курсы русского языка и вечера знакомства с белорусской культурой. Мне очень понравился этот проект тем, что был связан с творчеством и постоянным общением, а еще давал возможность узнать Норвегию и поделиться с местными жителями культурой своей страны.
Долгосрочный волонтерский проект отличается от краткосрочного более глубоким погружением в культуру принимающей страны. Некоторые волонтеры не могут справиться с культурным шоком и покидают проект раньше срока. Другие разочаровывается в самом проекте, не находят общего языка с другими волонтерами или представителями организации. У меня лично тоже были периоды адаптации к стране, культуре, людям, но в целом я очень довольна своим опытом и по-норвежски стараюсь видеть в нем в основном хорошее.
В Норвегии меня очень привлекает атмосфера всеобщего взаимного доверия и безопасности, спокойствие и неконфликтность, равноправие и толерантность в обществе, уважение к личности, восхищение природой и любовь к своей стране.
Из сложностей, с которыми могут столкнуться иностранцы, наверное, выделила бы погоду (вечные дожди), высокие цены, многообразие диалектов норвежского языка и трудности в построении близких отношений с норвежцами.
Участие в долгосрочном волонтерском проекте принесло мне множество интересных знакомств как с норвежцами, так и с другими волонтерами. Это невероятно классный опыт межкультурной коммуникации, который значительно расширяет кругозор.
Кто оплачивает все расходы (дорогу, питание, проживание)?
— Зависит от программы. European Voluntary Service (теперь European Solidarity Corps) финансируется из бюджета Евросоюза, поэтому участие в ней бесплатное как для волонтера, так и для организации.
Грант на реализацию проекта покрывает все траты, предназначенные на содержание волонтеров во время проекта, в том числе транспортные и визовые расходы. Волонтеру обеспечивается проживание, питание, годовой проездной билет на все виды транспорта. Заработной платы как таковой нет, но ежемесячно выплачивается определенная сумма на базовые нужды и карманные расходы.
В Норвегии мне платили 400 евро (что считается довольно большой выплатой ввиду дороговизны жизни в Скандинавии, обычно волонтеры получают 250–300 евро). На эти деньги шиковать не получится, но мне хватало на все необходимое, в том числе на небольшие бюджетные путешествия. Дополнительно устраиваться на работу во время волонтерского проекта, кстати, категорически запрещено.
Что касается волонтерских лагерей, участники самостоятельно оплачивают дорогу, платят взнос в Альянс европейских волонтерских организаций (120 евро в 2015 году) и взнос в Лигу добровольного труда молодежи, которая занимается организационными вопросами участия белорусов в этой программе. Еще они проводят классные тренинги для всех ребят, выезжающих в волонтерские лагеря, и много других полезных мероприятий для участников волонтерских программ.
Возникают ли проблемы из-за языкового барьера?
— Да, первое время такие проблемы были, но со временем они если не уходят совсем, то перестают казаться настолько серьезными. Когда я приехала во Францию на свой первый проект, то очень стеснялась своих ошибок и акцента при общении на английском языке и первое время почти не говорила. Но не говорить вообще оказалось невозможно.
В первый же день в лагере нас поделили случайным образом на группы по 4–5 человек. Мы вместе работали, готовили ужин и убирали комнату, где жили. Потом группы еще раз формировались таким образом, чтобы мы все получили возможность пообщаться и побороть свою стеснительность.
Когда ты ответственный за приготовление обеда и не знаешь, как по-английски сказать «кастрюля», а с тобой в команде только тайванец и испанцы, тебе придется найти способ объясниться, потому что другого выхода нет. Но совсем скоро за завтраком вы все вместе оживленно обсуждаете любимые сериалы. В ситуации необходимости языковой барьер рушится: ты прекращаешь обращать внимание на ошибки и, наконец, получаешь удовольствие от общения.
Что ты можешь сказать о волонтерах в Беларуси?
— Мне кажется, волонтерское движение в Беларуси сейчас развивается. Многие волонтеры, вернувшись с международных проектов, продолжают заниматься волонтерской деятельностью на родине. Помогают местному сообществу в белорусских некоммерческих организациях, запускают свои волонтерские инициативы в разных сферах. Это очень круто.
Я лично, вернувшись из Норвегии, попробовала себя в роли ментора иностранного волонтера одной из белорусских некоммерческих организаций. Помогла организовать лингвистический летний лагерь для белорусских школьников с привлечением иностранных волонтеров.
Возможностей волонтерить очень много и в Беларуси, необязательно для этого куда-то уезжать, при этом важно любить это дело и четко для себя понимать, почему ты им занимаешься.
Пожелания тем, кто хочет стать волонтером
— Желаю найти «свое» дело, которым будет интересно заниматься в рамках волонтерского проекта, будь то на родине или за границей. Волонтеры нужны везде и всегда. Возможность словить не так уж и трудно. Дерзай!
Фото из архива Виктории
Сейчас читают:
Работа в студенческих отрядах
Волонтеры - Мы лучик их надежды. Где нужна твоя помощь?
Найти себя: что делать, если выбрал не ту профессию
Теги: Лайфхаки. Мотивация Книги
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, Telegram и будь в курсе свежих новостей!
Тебе есть о чём рассказать? Пиши нам teenageby@gmail.com
Валентина Оксюковская