– Изначально я закончила Архитектурно-строительный колледж по специальности «Промышленное и гражданское строительство», а уже после захотела получить высшее. Главной мотивацией было само наличие «вышки». Свою специальность я не расширила и не изменила, а скорее сузила – она называлась «строительство ТЭС и АЭС». В колледже я была двоечница-бунтарка, а в университете решила «начать с чистого листа», там стала уже отличницей. Исходя из своего опыта, могу сказать, что в колледже учиться намного сложнее, но и знаний по итогу осталось больше. Что касается разницы в возрасте с одногруппниками, то на первых курсах это ощущалось достаточно сильно. Казалось, что это дети (мне было 20, а им 17). Потом мы оказались на одной волне, сейчас я даже замужем за своим «маленьким» одногруппником. Я всегда выглядела достаточно молодо, и о моем возрасте, если бы не заполнение анкет, никто бы не догадался.
– Получив первую специальность мелиоратора, я вскоре осознал, что это не мое, и отправился на поиски чего-то более интересного. Закончил колледж и стал техником-механиком. Особой разницы между ранним и поздним студенчеством нет, разве что я сам стал более опытный в делах учебы. Не смотря на наличие двух специальностей, останавливаться на достигнутом не собираюсь.
– По первому образованию я учитель-дефектолог (логопед). Сейчас учусь на фармацевта в БГМК. Профессию решила сменить потому, что захотела улучшить качество своей жизни, к тому же стало скучно играть в одни и те же игры. Разница между колледжем и университетом огромнейшая. В меде учиться значительно сложнее. В отношениях с одногруппницами все хорошо, порой даже забываю, что они ровесницы моей старшей дочери.
Выходит, не так страшно найти свой путь попозже, как пройти не по своей дороге. Конечно, вероятность прожить чужую жизнь не велика, ведь чаще всего с нами происходит именно то, что нужно. Однако если человек чувствует необходимость совершенствоваться и действует, – это круто. Кроме того, некоторые знания и умения, которые ты приобрел, можно использовать и в новой профессиональной сфере, и в повседневности.
Елизавета Беляшова, студентка 3-го курса факультета журналистики БГУ, не сразу поняла, что ее больше привлекают гуманитарные науки. Вначале она поступила на механико-математический факультет. «Это было самое спонтанное решение в моей жизни», – говорит Елизавета. Весь 11-й класс она не могла определиться, кем хочет быть. Приехала в Минск, чтобы подавать документы на филологический, но в последний момент передумала и решила связать судьбу с математикой. У девушки была золотая медаль, поэтому она не сдавала ЦТ и поступила в университет без экзаменов.
Елизавета поняла, что не будет продолжать учиться на мехмате, еще на первой неделе учебы. Отношения с преподавателями и студентами не сложились. Поступив на техническую специальность, она почувствовала разницу между «технарями» и «гуманитариями». Девушке не хватало творчества, и она приняла решение уйти из университета. Друзья ее поддержали, родители отговаривали и переживали, а сама Лиза долго сомневалась в том, правильно ли поступает. Все-таки обучение на мехмате в одном из самых престижных вузов – хороший старт для будущей карьеры. Сомнения рассеялись, когда она поступила на факультет журналистики и поняла, что выбрала правильное место. Ее девиз по жизни: «Все, что ни делается – к лучшему!» Так и произошло.
Мария Макарова учится на 3-м курсе в МГУ им. А. А. Кулешова и тоже не жалеет о том, что сменила место учебы. Вначале она поступила в Белорусско-российский университет г. Могилева на экономический факультет. Ее не привлекали остальные могилевские вузы, а уезжать в другой город Мария не собиралась из-за отношений с молодым человеком. Однако, поступив на экономический факультет, она поняла, что ей больше нравится работать с людьми, чем с бумажками.
Окружающие поддержали ее выбор, а сомнений у самой Марии не возникало. Для того, чтобы поступить во второй раз, ей пришлось съездить в Минск за сертификатами ЦТ, а также сдать еще несколько предметов. Времени на подготовку не было. Мария не планировала перепоступать в тот же год, но решила попробовать, и у нее получилось. Единственное, что вызывает у девушки сожаления, – потеря целого года обучения на специальности, которая не пришлась ей по душе.
У Инны Сурменковой не было проблем с учебой, и она точно знала, что выберет для дальнейшего обучения самый престижный вуз. Инна поступила в БГЭУ на специальность «Маркетолог-экономист». Однако вскоре поняла, что ей не нравится жить в Минске. Город оказался слишком шумным и напряженным. Приходилось тратить целый час на то, чтобы добраться до университета. Инна понимала, что может учиться в Могилеве, который находится ближе к ее родному Быхову, жить в общежитии напротив университета и учиться на похожей специальности.
Университет в Минске не произвел на девушку впечатление. Учились они шесть дней в неделю, поэтому Инна почти не успевала проводить время с родными. К тому же она была старостой, на которую свалилось много дополнительной работы. «Я человек, который зависит от комфортных условий, без таковых я не могла полностью сосредоточиться на учебе».
Друзья и родственники пытались переубедить Инну, узнав о столь неожиданном решении. Многие считали, что у девушки не получится перепоступить. Это был лишь второй год, когда ввели закон о действии сертификатов ЦТ в течение двух лет, и почти никто не знал, как этот закон будет действовать. Больше всех переживали родители, но в конце концов они поддержали дочку.
«Сомнений в том, что я делала, у меня не было никогда, – говорит Инна. – В тот момент мне казалось, что все вокруг абсолютно не так. И хоть окружающие не хотели соглашаться с моим решением, я была для себя самой большой поддержкой».
В Могилеве Инна поступила в БРУ на специальность «Маркетолог-программист». Атмосфера нового учебного заведения понравилась ей намного больше. Она быстро нашла общий язык с ребятами. Многие из них приехали учиться из ее города, некоторые – даже из ее школы. Соседки по комнате оказались дружелюбнее, а времени, которое она смогла провести дома, стало больше. Инна счастлива, что настояла на своем решении, и надеется, что ее история поможет ребятам, которые хотят сменить место учебы, но боятся совершить столь серьезный шаг.
Вот что о выборе профессии говорит педагог-психолог Юлия Костеневич:
– Выбор профессии – это сложный процесс, через который проходит каждый человек. На него могут оказывать влияние родители, педагоги, друзья. Чтобы сделать правильный выбор будущей профессии и, в первую очередь, получать от своего труда удовлетворение, молодому человеку следует хорошо узнать свой внутренний мир, с целью адекватного соотнесения своих интересов и способностей с возможностями. Еще хочется указать на то, что позитивное отношение к жизни, надежды на создание жизненных планов, доверие к будущему – являются мощными психологическими факторами в правильном профессиональном выборе.
Не стоит бояться ошибок, человек всегда может в жизни что-то изменить и определить, в какую сторону он хочет идти, кем быть. Обстоятельства, конечно, могут повлиять на ваши решения, но главный выбор все же за вами.