Ирина Бубнова
Театр – особенное место как для истинных ценителей, так и для начинающих. Этому виду искусства пророчили исчезновение, однако он все еще продолжает существовать. И неспроста... Мы поинтересовались у тех, кто посещает спектакли, чем манит их театр.
Наталья Волонцевич, театральный критик:
Театр – это возможность побыть героиней других эпох. В зрительном зале, когда актеры довольно близко, нетрудно почувствовать героев, «примерить» их эмоции и переживания на себя. Спросить, как бы я поступила в аналогичной ситуации. И может ли вообще такая ситуация случится в моей жизни? Кроме того, театральное искусство способствует саморазвитию и даже является своего рода терапией.
Во время пандемии начали «ходить» в онлайн-театр. Благодаря этому мы смогли с лёгкостью путешествовать в мир другой культуры и театральный мир прошлых лет. Я, например, побывала на спектакле в шекспировском «Глобусе», а также посмотрела премьеры японского театра Кабукидза.
Дистанционный вариант дает определенную свободу при просмотре: ты можешь поставить на паузы, а затем продолжить или просмотреть несколько постановок подряд. Однако и здесь есть свои минусы: нет непосредственного контакта зрителей и исполнителей; нет возможности выбрать ракурс. Иногда оператор дает крупный план, а хочется общего, и наоборот.
Александра Иорга, блогер:
Хотелось бы посещать театр почаще, но из-за ковида пришлось воздержаться от посещения людных мест.
Люблю ходить с компанией, чтобы потом обсудить спектакль, поделиться впечатлениями. Смотреть на живую картинку, актеров в действии намного интереснее, нежели в кино. В театре картинка не плоская, эмоции живые, не подсвеченные спецэффектами. И сама атмосфера мне нравится: она дарит спокойствие и умиротворение.
Анна Турченко, бухгалтер:
Для меня театр – это всегда особая атмосфера. Мне нравятся исключительно традиционные постановки. Редко попадала на спектакли по широко известным произведениям, но мне в любом случае всегда интересна подача и трактовка пьесы.
Театр в отличие от кино особый жанр. Например, в нем есть ограниченные возможности выражения. Вот вся эта условность, декорации, картонные дома – нечто нереальное, игрушечное и в то же время настоящее. Это удивительно. Особое место здесь занимает игра актеров. Их грим зачастую избыточен, ярок, чтобы было видно и на галерке. Когда сидишь в первых рядах, это выглядит, как шоу масок, но не клоунских, а вроде классических венецианских. Это как Арлекин, который рассказывает трагедию под маской безудержного смеха.
Каждый спектакль сам по себе уникален, потому что играется в живую. Замена всего одного актера превращает его в нечто новое. Это интересно и странно смотреть. Вроде все одно и то же, но уже совсем другое. Ошибки актеров, любой эксцесс заставляет включиться в действо здесь и сейчас. Это не как в кино, где человек всего лишь наблюдает со стороны, никак не участвуя в происходящем.
В театре, будучи зрителем, участвуешь, даже просто глядя на сцену. Может быть, актеры чувствуют зрителя или еще что, но ощущается взаимосвязь, отдача. Как будто мы дышим одним воздухом, этакая закрытая камерная вселенная на время спектакля. Зритель влияет на актера, а актер – на зрителя.
Диана Савич, студентка факультета журналистики БГУ:
Театр – моя душа, то, без чего я уже не представляю свою жизнь. Приходя туда, забываю обо всех невзгодах. Во время спектакля я нахожусь в другом мире.
Очень люблю театр, но у меня, как и у всех людей, своё видение. После каждой постановки я многое переосмысливаю и что-то меняю в своей жизни. Например, меня очень впечатлили постановки театрального проекта «Тритформат»: «Княжна Мери», «Три сестры» и «Каренина»), после просмотра этих спектаклей я изменила своё отношение ко многим людям.
Ирина Винтерле, театральный турист, блогер:
Театр – мой инструмент познания мира и себя. Хожу, чтобы услышать какие-то важные для себя вопросы, и попытаться сформулировать ответы.
Живой театр ценен, конечно, энергией: актёрской, зрительской. Её заменить или имитировать невозможно. Это бывает очень важно, особенно когда у самого сложный период в жизни, получить откуда-то энергию, и самому что-то отдать. Во время пандемии увлеклась онлайн-театром. Спектакли смотрела несистемно, но по большей части с удовольствием.
Онлайн, конечно, живого не заменит, но бывают ситуации, когда иначе никак, особенно если спектакль архивный. Ту же «Марию Стюарт» (спектакль петербуржского «Такого театра») у меня не было иного шанса посмотреть. Или, например, «Маленькие трагедии» Петра Шерешевского в РДТ Ижевска.
Я очень хотела попасть на этот спектакль, а его быстро сняли из репертуара, но затем выложили в сеть на постоянный доступ. Впечатления даже от записи у меня было огромные. Мне кажется, очень многое в восприятии онлайн зависит от того, насколько ты хочешь увидеть этот спектакль.
Театр глазами литредактора. Анна Шарко о своей профессии и жизни закулисья
«Хочу на сцену!»: театральные студии для школьников и студентов