А что, если мы скажем, что простое переписывание всего, что говорит учитель, с надеждой дома перечитать сплошной поток текста – не очень хорошая идея? Есть возможность упростить себе жизнь, поменяв подход к работе с информацией. Нужно просто изменить способ ведения конспектов. Как это сделать, сейчас расскажем.
Конспект — это краткое письменное/печатное изложение информации из любого источника, будь то школьный урок, аудио/видео лекция или работа с учебником.
Вести конспект можно как от руки на бумаге, так и на ноутбуке. А некоторые совмещают оба способа, записывая стилусом на планшете. Дебаты о том, какой способ эффективнее, до сих пор продолжаются. Мы же остановимся на рукописных конспектах, потому что они доступнее и считаются пока основным и единственно возможным вариантом в школе.
Функции конспекта
Вы когда-нибудь задумывались, зачем мы вообще их пишем? Как конспекты помогают нам? Первое, что приходит на ум – записать материалы предмета, чтобы к ним вернуться дома и выучить. Но, помимо этого, ведение конспектов во время урока дает возможность углубиться в тему, активно пропускать через себя информацию, задействуя не только ментальную, но и двигательную и зрительную память. Это лучше, чем просто пассивно слушать преподавателя.
Советы по улучшению конспектов
Конспект конспекту рознь. Чтобы его ведение стало действительно полезным и помогло вам эффективнее работать с материалом, экономя время и силы, стоит соблюдать некоторые правила.
Не переписывайте слово в слово
Нет никакой практической ценности в дословном копировании. Человеческая речь быстрее письма. За каждым словом вы точно не успеете. Хуже, чем упустить слово или предложение, будет упустить суть урока. Нагромождение конспекта несущественными деталями только создаст визуальный шум, где не отличить важное от второстепенного. Если вы очень боитесь пропустить хоть что-то, записывайте лекции на диктофон. Наша цель — передать основное краткое содержание урока. Поэтому пишем тезисы, основные определения и ключевые понятия.
Структурируйте информацию
Используйте заголовки, подзаголовки, вопросы. Пишите дату и тему в начале каждого конспекта, чтобы было проще искать нужное в больших тетрадях. Ваш конспект должен быть визуально понятным (при просмотре станет ясно, где начинается новая тема, где отмечены ключевые понятия, а где второстепенные).
Функциональность вместо эстетики
Если для вас важно, чтобы в конспекте присутствовали милые стикеры, канцелярия была новой и приятной глазу, а каждая тема оформлялась узорами с цветочками, в этом нет ничего страшного. Но если из-за этого страдает содержание конспекта или во время урока вы упускаете главное, то лучше напомнить себе, что конспект в первую очередь — учебный инструмент, который служит вам помощником в работе с информацией.
Один предмет — один конспект
Не скидывайте все в одну папку и не покупайте общую тетрадь для всех предметов сразу. Так вы не запутаетесь в записях, не будете брать с собой лишнее в школу и перед экзаменами себя поблагодарите за это.
Пишите своими словами
Когда вы слушаете преподавателя, анализируете сказанное им и в сжатой форме записываете свою формулировку — так вы поймете и запомните намного лучше. Невдумчивое переписывание — это просто дублирование уже существующей информации, которая практически не отложится в долгосрочной памяти.
Используйте визуал
Схемы, графики, таблицы и рисунки — ваши друзья. Они разбавят сплошной текст, добавят немного интерактива в монотонное написание конспекта, и при повторении будет проще вспомнить визуальные изображения.
Добавьте цвета
Можно обойтись и без текстовыделителей, ограничившись карандашом. Но использование пары маркеров для выделения важной информации и разграничения текста упростит вам работу с конспектом. Главное, делать это не во время лекции, а после. Еще сохраняя в голове общую схему урока, при перечитывании конспекта вы лучше поймете, что именно стоит выделить.
Создайте систему сокращений
Список собственных сокращений, знаков и аббревиатур ускорит время написания одних и тех же слов. Например, “!” можно ставить около блока информации, на который нужно обратить больше внимания, “?” — там, где что-то осталось непонятным. Можно рисовать солнышко вместо написания целого слова или помечать КПД вместо коэффициента полезного действия на уроке физики. Можно придумать собственные значения, главное, чтобы вы могли в них ориентироваться при повторном прочтении.
Подводите итоги урока
До того момента, как прозвенит звонок или сразу после, попробуйте дописать в конце конспекта пару предложений по памяти, что вы узнали, какие основные понятия и определения вы запомнили, какая была главная мысль урока.
Дорабатывайте конспект
Когда сядете за домашнее задание или за зубрежку параграфа, откройте конспект и перечитайте его снова. Допишите, если вспомните что-то с урока, выделите фломастерами главное, дорисуйте картинки, обведите/подчеркните, что считаете нужным. Только тогда конспект будет считаться завершенным и проработанным.
Берите конспект у одноклассников
Как писалось выше, запомнить и записать все за преподавателем невозможно. Плюс к этому каждый человек анализирует и выделяет для себя главное по-разному. Берите конспект у своих одноклассников/одногруппников, сверяйте их записи со своими, дополняйте друг друга и задавайте вопросы.
Повторяйте материал
Недостаточно написать конспект на уроке и открыть его только перед экзаменом. С конспектами стоит взаимодействовать регулярно. Просматривайте записи сразу после урока, в течение недели, перед началом следующего занятия. Будьте активным участником образования.
Анна Артымчук