В Минский радиотехнический колледж ежегодно приходят сотни абитуриентов, чтобы получить престижные специальности: техника-программиста, техника-электроника, радиотехника. Желающих поступить с каждым годом все больше, о чем свидетельствуют растущие проходные баллы. Для людей с инвалидностью специальности, связанные с программированием, это возможность иметь престижную профессию, достойную заработную плату и возможность работать дистанционно.
Сразу скажу, что здание Минского радиотехнического колледжа было построено более 60 лет назад, в связи с этим тут даже намека нет на лифт и универсальный дизайн. Другими словами, человек, передвигающийся в коляске, не сможет самостоятельно подняться выше гардероба.
Но поверьте, отсутствие безбарьерной среды не станет препятствием, если есть желание учиться. Я точно знала, что радиотехнический колледж – не самый легкий ссуз: высшая математика, электротехника здесь спутники каждого студента. Но мне очень хотелось сюда поступить, и я поступила.
Медико-реабилитационная экспертная комиссия вынесла положительное заключение и дала разрешение осваивать специальность техника-электроника. Поступала я на общих основаниях после 9 класса по баллу аттестата. Выбор остановила на специальности «Программируемые мобильные системы», которая охватывает и программирование, и «железо».
Я стала первой учащейся-колясочницей на дневном отделении (есть еще пару ребят-заочников). До колледжа я добираюсь к восьми утра на машине: мама отвозит с утра, а днем забирает, успевая при таком графике работать. Во дворе колледжа нам выделили место для парковки. На общественном транспорте из дома до места учебы добраться невозможно – по пути два подземных перехода, без лифтов. Воспользоваться услугой социального такси нельзя – не положено (решение Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 года № 243 «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»). Возможно, те, кто его принимал это решение, не могли предположить, что инвалиды-колясочники захотят и, главное, смогут учиться в колледже на дневном.
С первого учебного дня я почувствовала, что отсутствие доступности не станет преградой к получению профессии. Расписание учебного процесса построили так, что занятия проходят в основном на первом этаже. При необходимости ребята из группы помогают подняться повыше. Я думаю, что к концу обучения среди учащихся не останется таких, кто не помогал бы переносить мою коляску или меня. Мне разрешили свободное посещение. То есть инклюзия здесь есть.
С одногруппниками мы сдружились с первого дня и не делимся на группки по интересам – это отличает колледж от школы. Здесь всегда помогут с конспектами, книгой или объяснят непонятную тему. Преподаватели, видя мои нарушения мелкой моторики, дают на выполнение заданий больше времени. Если я испытываю трудности в освоении темы – всегда придут на помощь. Я стала более ответственно относиться к учебе, ведь в колледж принимают с очень высоким балом и, соответственно, все ребята с хорошей базой, мотивированные на учебу.
В колледже не только учеба, а еще и творчество, спорт, участие в интересных проектах. При поступлении я рассказала об идее, а спустя месяц у нас была уже целая команда для ее реализации. Здесь инициатива приветствуется.
Мне очень нравится учиться в колледже. Сейчас я готовлюсь к олимпиаде по электротехнике. За высокие показатели в учебе и активную общественную работу со второго курса я учусь на бюджете. При поступлении мне не хватило всего 0,1 балла. На тот момент было очень обидно. Поэтому вдвойне было радостно осознать, что я не только продержалась год в колледже на инвалидной коляске вместе со всеми, без каких-либо поблажек, но и смогла перейти на бюджет. Мне это придало еще больше уверенности.
В колледже я познакомилась с девушкой с заочного отделения Ольгой Платоновой. Она тоже передвигается на инвалидной коляске. Ольга осваивает специальность техника-программиста. Два раза в год у нее проходит сессия по две недели. В эти дни ежедневно девушку на общественном транспорте привозят в колледж родители. Иногда получается заказать социальное такси, но это бывает крайне редко. Трудности у девушки вызывает отсутствие безбарьерной среды и скорость, с которой читают лекции, написать конспект в таком ритме действительно бывает сложно. Но это только закаляет характер. Сейчас Ольга работает удаленно на Яндекс асессором (асессоры оценивают качество работы, собирают и обрабатывают данные, помогают в создании автоматизированных процессов сбора данных).
Главное для человека с инвалидностью – выстроить хорошие отношения с теми, кто рядом. Не бояться попросить о помощи, быть открытым и доброжелательным. Даже если мало что приспособлено для человека на инвалидной коляске, но если есть друзья-одногруппники, то проблема передвижения отойдет на второй план. Самая большая трудность – в интенсивном ритме и высоких требованиях по сравнению со школой. Здесь только надежда на свои силы. Если есть желание – все окажется «по-плечу».
Выбор профессии: стоит ли бояться, если у тебя инвалидность
Перед выбором профессии подумайте, что вы хорошо умеете делать. Ведь получить образование – это начало, трудности подстерегают при поиске работы, а если вы в чем-то будете суперпрофессионалом, то работодателя ваша инвалидность не остановит.
Где учиться подростку с инвалидностью? Отзывы о минском колледже электроники
Фото предоставлены автором
Читай еще:
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, Telegram и будь в курсе свежих новостей!
Юлия Стефняк