Запускаем серию заметок о том, где можно получить образование человеку с инвалидностью. Начну с самого доступного ссуза – Минского государственного колледжа электроники.
В этом ссузе с 2006 года работает Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития. Здесь люди с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательной системы и аутизмом получают профессии оператора ЭВМ, оператора компьютерной графики, слесаря – сборщика бытовой техники, слесаря механосборочных работ, техника-программиста.
Подготовка ведется по двум направлениям: профессионально-техническое и среднее специальное образование. Корпус на улице Кнорина, 14 оборудован лифтом, установлены пандусы, есть санузел для людей с инвалидностью.
Более подробную информацию можно получить непосредственно на сайте http://mgke.minsk.edu.by.
Я решила поделиться мнением самих учащихся. Возможно, для кого-то это станет ориентиром в выборе учреждения образования. Я пообщалась с ребятами и их родителями из общественного объединения «Откровение». Многие подростки с инвалидностью даже не догадываются, что учёба в колледже может быть по плечу.
Валерия Лис имеет нарушения функции опорно-двигательного аппарата. Она окончила колледж в 2016 году по специальности «оператор ЭВМ»:
«Мне нравилось учиться в колледже. Навыки, полученные за время учебы, мне пригодились при трудоустройстве и во время работы. Особенно радовало добросовестное и доброжелательное отношение коллектива к учащимся с инвалидностью. После окончания я была трудоустроена и проработала год, но потом контракт закончился. Пока найти работу мне не удается».
Наталия Сусько может передвигается только с посторонней помощью, а вот в пользовании компьютерными технологиями сама поможет любому:
«Процесс обучения мне нравился, довольно комфортный. Однако, на мой взгляд, навыков недостаточно, одногруппники столкнулись с проблемами трудоустройства, в основном устроились у знакомых. Я продолжаю обучение в вузе. В колледже есть доступная среда. Трудности у меня были связаны только с нестабильным расписанием».
У Олега Мирошникова - ДЦП, при котором сложно ходить, однако крепость духа только закалилась:
«По моей специальности: оператор компьютерной графики навыков получено достаточно, но постоянно нужно углублять свои знания, чтобы идти в ногу со временем. В колледже дают основу, а дальше все зависит только от тебя. На каждом рабочем месте своя специфика, и ты должен уметь разобраться в этом.
Мне не хватило знаний в области администрирования и создания сайтов. Положительным моментом считаю то, что для обязательной отработки (1 год) все трудоустроились. Правда, сейчас некоторые не работают, в том числе и я. Лучшему усвоению материала способствовали индивидуальный подход и небольшая наполняемость групп - 12 человек. А вот проблемный момент – это отсутствие транспорта для подвоза плохо передвигающихся учащихся к месту учебы».
Сын Ирины Дергач Тимур обучается в колледже в данный момент:
«У Тимура аутизм, но это никак не мешает ему получать специальность слесаря механосборочных работ. Пока учреждений профтехобразования, заточенных именно под учеников с аутизмом, в Минске нет, но нам повезло оказаться в приемлемой для сына среде. По части доступности в корпусе на улице Кнорина все прекрасно, даже есть надписи шрифтом Брайля, преподаватели владеют языком жестов.
Сын учится в группе для детей с особенностями психофизического развития, ориентированной на слабослышащих, там всего 8 человек. Все преподаватели говорят медленно, с хорошей артикуляцией, при аутизме это как раз кстати. По сравнению со школой, микроклимат более подходящий: в колледже меньше шума, больше дисциплины. Помощь Тимуру бывает нужна для ориентации в двух корпусах и кабинетной системе».
Все отметили и тот факт, что в колледже много готовых программных продуктов, электронных пособий, позволяющих самостоятельно изучать многие темы, выполнять тренировочные упражнения и проходить тесты на уровень усвоенного материала.
Освоится в колледже ребятам удалось в первые несколько недель. Учащихся курирует мастер, помогает им построить навигацию в колледже. Для ребят с нарушением функции опорно-двигательного аппарата в колледже была выделена ставка помощника, который помогал в адаптации, сопровождал по кабинетам.
Учиться сложно: три-четыре пары усиленных занятий и обширное домашнее задание шесть раз в неделю. Ежедневный путь к колледжу – настоящий квест. Учащихся привозят на занятия родители или друзья. Социальное такси, к сожалению, не осуществляет подвоз к месту учебы дневной формы обучения.
На своем опыте я точно знаю, что залог успеха – во взаимодействии с одногруппниками, а прилежная учеба добавит уважения друзей и преподавателей. Причем последние в этом случае охотнее пойдут на уступки в учебном процессе. Но не используйте свои физические особенности как повод для снисхождения. Поверьте, в колледже не особенно интересно, как вы ходите, главное - ваше умение мыслить и доброжелательность.
За время существования Центр дал путевку в жизнь многим выпускникам. Полагаю, что в будущем вопрос трудоустройства отшлифуется и все выпускники, которые могут и хотят работать, получат работу.
Читай еще:
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, Telegram и будь в курсе свежих новостей!
Юлия Стефняк