Получение профессии и дальнейшее трудоустройство – есть ли на этом пути «подводные камни» для людей с инвалидностью? Давайте разберемся на моем примере.
Еще в школьное время меня увлекали языки, литература и история. Взахлеб читала и читаю сейчас. В библиотеку хожу чаще, чем в магазин. К точным наукам у меня тогда сложилось недоверие - а вдруг не потяну. Ну и без всякого усердия решала задачки и учила теоремы. Был даже период в школе, когда книгу по физике я не открывала не то что неделями, месяцами.
Заметив мое нежелание заниматься точными науками, мама нашла выход из ситуации: рассказала о своих преподавателях, с легкостью решила пару задач из учебника и на следующий день пришла в школу, чтобы попросить пересадить меня к самому отстающему ученику в классе: списать у него было просто для меня невыполнимой миссией. Все пути оказались отрезаны. Я стала заниматься с репетитором, и на первое время это стало большой помощью, во мне проснулся интерес к техническим предметам.
С новыми знаниями появилось и новое хобби – задачи со звездочкой. Стоило приложить не мало упорства и сил, чтобы нагнать упущенное из школьной программы. Как только я поняла, что могу, задачи чудесным образом стали сами собой решаться, теоремы выстраивались в голове плотным столбиком. Итог – высокий балл по этим предметам в радиотехническом колледже. Сейчас получаю специальность «Программируемые мобильные системы», хотя раньше у меня была мечта о журналистике.
У меня 1 группа инвалидности, передвигаюсь на инвалидной коляске. Всю жизнь мечтала стать журналисткой. Увы, мечта вдребезги разбилась о реальность: врачи медико-реабилитационной комиссии (МРЭК) сделали заключение, что человек на инвалидной коляске не может получить эту профессию.
«Вы не сможете быть в горячих точках!» – одним предложением аргументировали свой отказ врачи.
Мало сказать, что я была расстроена услышать такое. Я была в шоке и растерянности. Все мои доводы, что в современном мире при развитии информационных технологий журналист может работать удаленно, были беспощадно отклонены. Медики предложили рассмотреть «близкие» профессии библиотекаря, корректора или музейного работника. Пришлось смириться с приговором и принять то, что не в моих силах изменить.
Сестра – двойняшка Лена всегда была склонна к IT-технологиям, поэтому мы решили остановиться на программировании. К счастью, этот выбор комиссия одобрила. Я пошла в отрасль, которая тоже с детства меня привлекает. В этот момент вспомнились слова Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть».
Я люблю что-то мастерить и изобретать. Мечтаю создать «умный дом», который станет комфортным для всех: для людей с инвалидностью, условно здоровых людей разной комплекции и детей. А здесь без получения технического образования мне никак не обойтись.
Проблема профессионального выбора является сложной в жизни каждого подростка, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или инвалидность. Это связано с необходимостью при профориентации учитывать законодательные ограничения. Настоятельно рекомендую ознакомится молодым людям с инвалидностью с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.04.2007 № 35 «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний к получению профессий и специальностей».
Прислушаться стоит, чтобы не переоценить свои силы, однако задумайтесь: список датирован 2007 годом. Технологии не стоят на месте, стремительно развиваются, появляются новые профессии, создаются новые приспособления, роботы, дистанционные возможности. Образование и труд становится более доступным для инвалидов, чем ранее. Эти изменения должны быть отражены в документах!
Сожалею, что мне не довелось найти организацию и учреждение образования в Минске, где с учетом особенностей и физических возможностей смогли бы сориентировать меня об особенностях труда в интересующих меня профессиях. Я не имела четких представлений о характере многих специальностей, а как было бы хорошо сходить на экскурсию и поговорить с реальными сотрудниками, а еще лучше с работающими людьми с инвалидностью. Видимо, поэтому многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.
Не спорю, что работодатель ищет всегда «беговых лошадок». Поверьте, люди с инвалидностью, хоть и «сидячие лошадки», но не менее настойчивы, исполнительны и трудолюбивы и «бегать» смогут по скайпу, телефону и через интернет.
На тему профориентации и трудоустройства я пообщалась с Еленой Титовой, председателем ОО «БелАПДИиМИ»:
– Елена, скажите, широк ли список ограничений к получению профессий и специальностей людьми с инвалидностью, например, в Европе? Знаю, что в сравнении с нашей страной, различие ощутимо. Но, может, у нас изменения все-таки есть?
– Почему пока нет никаких изменений в нашей стране? К сожалению, МРЭКи в Беларуси при выдаче трудовых рекомендаций опираются в своей работе не на способности и возможности человека с инвалидностью, а рассматривают его с точки зрения диагноза. А за рубежом принимают во внимание потребности людей с инвалидностью и, исходя из этого, формируют план поддержки.
– Бывали ли такие случаи, что профессия получена, а потом по профессии врачи работать не разрешают?
– Да, случались. Часто человек с инвалидностью отучился на определённую специальность и не может трудоустроиться. Возможно, у кого-то здоровье за время учебы ухудшилось, но чаще просто работодатель сам боится принять на работу человека с инвалидностью. И даже если такие ребята потом находили работу, вынуждены были постоянно заново проходить комиссию МРЭК, поэтому многие попросту не работали и не находили подходящего места работы по полученной специальности. Нами поднимался вопрос о профориентации, дальнейшем сопровождаемом трудоустройстве людей с инвалидностью и включении заинтересованных нанимателей в состав МРЭК.
Удалось изменить только то, что последние три года действует иная система: МРЭК уже не пишет, где может работать человек с инвалидностью. Сейчас комиссия указывает, кем точно не может работать. Правда, это тоже существенно сокращает шанс в дальнейшем трудоустроится.
Самое главное достижение, которого добилось ОО «БелАПДИиМИ» за последний год: в нынешней версии нового закона о правах инвалидов и их социальной интеграции вошло предложение, чтобы в работу МРЭК включались социальные работники и давали рекомендации по индивидуальному плану человека с инвалидностью.
– Нельзя оценивать человека по его диагнозу, более правильно рассмотреть его личность шире с учетом его возможностей. Вместо помощи и поддержки в желании реализовать свой потенциал на труд часто люди сталкиваются с тем, что даже получив профессию остаются не трудоустроены из-за запрета врачей. Режим рабочего времени, установленный законодательством, тоже настоящий тормоз в успешном вопросе трудоустройства инвалидов.
Качества человека медики оценивают согласно диагноза, а это очень субъективный показатель. Если ограничения возможностей представляют опасность для здоровья окружающих и самого себя, то здесь стоит запретить, но во всех остальных случаях, если хочет, пусть работает. Есть и другие проблемы, например, отсутствие мотивации у людей с инвалидностью говорить об этом широко, бороться со стигматизацией. А говорить об этом надо.
Лично я советую не бояться что-то менять в своей жизни. Все перемены к лучшему! Они не зависят от пола, от возраста, от физических особенностей, а тем более от инвалидности. Если есть цель или мечта, ощущение, что проживаете не свою жизнь, то смелее – действуйте. Меняйте условия.
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК и будь в курсе свежих новостей!
Юлия Стефняк