Куда пойти учиться человеку с инвалидностью? Отзыв о Минском радиотехническом колледже

172
0

Юлия Стефняк

2019-11-06

В Минский радиотехнический колледж ежегодно приходят сотни абитуриентов, чтобы получить престижные специальности: техника-программиста, техника-электроника, радиотехника. Желающих поступить с каждым годом все больше, о чем свидетельствуют растущие проходные баллы. Для людей с инвалидностью специальности, связанные с программированием, это возможность иметь престижную профессию, достойную заработную плату и возможность работать дистанционно.
 

Доступность

 
 


Сразу скажу, что здание Минского радиотехнического колледжа было построено более 60 лет назад, в связи с этим тут даже намека нет на лифт и универсальный дизайн. Другими словами, человек, передвигающийся в коляске, не сможет самостоятельно подняться выше гардероба.

Но поверьте, отсутствие безбарьерной среды не станет препятствием, если есть желание учиться. Я точно знала, что радиотехнический колледж – не самый легкий ссуз: высшая математика, электротехника здесь спутники каждого студента.  Но мне очень хотелось сюда поступить, и я поступила.

Медико-реабилитационная экспертная комиссия вынесла положительное заключение и дала разрешение осваивать специальность техника-электроника. Поступала я на общих основаниях после 9 класса по баллу аттестата. Выбор остановила на специальности «Программируемые мобильные системы», которая охватывает и программирование, и «железо».
 



Я стала первой учащейся-колясочницей на дневном отделении (есть еще пару ребят-заочников). До колледжа я добираюсь к восьми утра на машине: мама отвозит с утра, а днем забирает, успевая при таком графике работать. Во дворе колледжа нам выделили место для парковки. На общественном транспорте из дома до места учебы добраться невозможно – по пути два подземных перехода, без лифтов. Воспользоваться услугой социального такси нельзя – не положено (решение Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 года № 243 «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»). Возможно, те, кто его принимал это решение, не могли предположить, что инвалиды-колясочники захотят и, главное, смогут учиться в колледже на дневном.

С первого учебного дня я почувствовала, что отсутствие доступности не станет преградой к получению профессии. Расписание учебного процесса построили так, что занятия проходят в основном на первом этаже. При необходимости ребята из группы помогают подняться повыше. Я думаю, что к концу обучения среди учащихся не останется таких, кто не помогал бы переносить мою коляску или меня. Мне разрешили свободное посещение. То есть инклюзия здесь есть.

С одногруппниками мы сдружились с первого дня и не делимся на группки по интересам – это отличает колледж от школы. Здесь всегда помогут с конспектами, книгой или объяснят непонятную тему. Преподаватели, видя мои нарушения мелкой моторики, дают на выполнение заданий больше времени. Если я испытываю трудности в освоении темы – всегда придут на помощь. Я стала более ответственно относиться к учебе, ведь в колледж принимают с очень высоким балом и, соответственно, все ребята с хорошей базой, мотивированные на учебу.
 

 

Не бояться просить о помощи

В колледже не только учеба, а еще и творчество, спорт, участие в интересных проектах. При поступлении я рассказала об идее, а спустя месяц у нас была уже целая команда для ее реализации. Здесь инициатива приветствуется. 

Мне очень нравится учиться в колледже. Сейчас я готовлюсь к олимпиаде по электротехнике. За высокие показатели в учебе и активную общественную работу со второго курса я учусь на бюджете. При поступлении мне не хватило всего 0,1 балла. На тот момент было очень обидно. Поэтому вдвойне было радостно осознать, что я не только продержалась год в колледже на инвалидной коляске вместе со всеми, без каких-либо поблажек, но и смогла перейти на бюджет. Мне это придало еще больше уверенности. 

В колледже я познакомилась с девушкой с заочного отделения Ольгой Платоновой. Она тоже передвигается на инвалидной коляске. Ольга осваивает специальность техника-программиста. Два раза в год у нее проходит сессия по две недели. В эти дни ежедневно девушку на общественном транспорте привозят в колледж родители. Иногда получается заказать социальное такси, но это бывает крайне редко. Трудности у девушки вызывает отсутствие безбарьерной среды и скорость, с которой читают лекции, написать конспект в таком ритме действительно бывает сложно. Но это только закаляет характер. Сейчас Ольга работает удаленно на Яндекс асессором (асессоры оценивают качество работы, собирают и обрабатывают данные, помогают в создании автоматизированных процессов сбора данных).
 



Главное для человека с инвалидностью – выстроить хорошие отношения с теми, кто рядом. Не бояться попросить о помощи, быть открытым и доброжелательным.  Даже если мало что приспособлено для человека на инвалидной коляске, но если есть друзья-одногруппники, то проблема передвижения отойдет на второй план. Самая большая трудность – в интенсивном ритме и высоких требованиях по сравнению со школой. Здесь только надежда на свои силы. Если есть желание – все окажется «по-плечу».

Выбор профессии: стоит ли бояться, если у тебя инвалидность 

Перед выбором профессии подумайте, что вы хорошо умеете делать. Ведь получить образование – это начало, трудности подстерегают при поиске работы, а если вы в чем-то будете суперпрофессионалом, то работодателя ваша инвалидность не остановит. 

 



Условия учебы

  • Ежедневно у меня 3-4 пары. На первом курсе за год мы должны были освоить школьную программу за 2 года.
  • В колледже дается информации намного больше, углубленно. Много практических и лабораторных работ, на которых на реальном оборудовании проводим опыты, измерения.
  • Второй курс – это только специальные предметы, которые связаны с будущей профессией: электротехника, высшая математика, электро-радиоизмерения, компоненты электросхем, инженерная графика, основы компьютерной техники и основы программирования.
  • Интересно, но сложно. Необходимо самостоятельно искать много литературы, справочников.
  • Два раза в год сессия. Зимой мне предстоит сдать экзамен по высшей математике, а летом – по электротехнике, иностранному языку, основам алгоритмизации и программирования. Количество экзаменов разное, но подготовиться хватает времени и сил.
  • После колледжа можно получить высшее образование в сокращенные сроки – 3,5 года. При поступлении в вуз сдаются два вступительных письменных экзамена в зависимости от специальности: «Основы алгоритмизации и программирования», «Основы информационных технологий», «Охрана труда. Охрана окружающей среды и энергосбережение», «Математика».
  • Есть возможность продолжить обучение в вузе на дневной, заочной и дистанционной формах.


Где учиться подростку с инвалидностью? Отзывы о минском колледже электроники


Что сделать, чтобы люди с инвалидностью не боялись идти в ссузы?

Я бы создала службу по обеспечению мобильности для студентов с инвалидностью, которая бы помогла им влиться в студенческое сообщество и наладить диалог с преподавателями.


Специалисты службы могли бы:

  • изучать медицинские документы и беседовать с учащимся с инвалидностью и информировать кафедры, преподавателей о нем;
  • помогать составить график занятий с учетом наименьшего количества передвижения по корпусам либо выделять волонтеров для сопровождения;
  • помогать в адаптации к учебному процессу: кого-то обеспечить аудиозаписями лекций, другому подобрать гибкий график и пр.
  • выделять места на автостоянках;
  • обеспечивать помощь в течение некоторого времени на рабочем месте после окончания.


Фото предоставлены автором

Читай еще:

Присоединяйся к нам в FacebookВКTelegram и будь в курсе свежих новостей!  

Комментарии