Что делать, если учитель занижает оценки? Советы + комментарий психолога

8261
0

Татьяна Савицкая

2020-02-12


Совсем скоро централизованное тестирование. При поступлении в престижное учебное заведение по-прежнему учитывается средний балл аттестата. Но он, к сожалению, зависит не только от ученика и его знаний, но и от учителя.

Как не стать заложником конфликта учитель-ученик? Что делать, если учитель ставит плохие оценки? TeenAge  рассказжет, что делать, чтобы уладить конфликт между ребёнком и учителем.



Конфликт ученик-учитель 

 

Порой в школах, гимназиях, лицеях попадаются преподаватели, которые забывают про свой профессионализм и тактичность, считая вполне нормальным поставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Но если в младших классах это глобально ни на что не влияет, то на старшеклассников наваливаются серьезные проблемы: «тысяча и один» репетитор, горы домашнего задания, дополнительные занятия по выходным.

Ученики испытывают стресс, когда учитель «валит» в очередной раз из-за неправильно сказанного слова или опоздания на минуту – ведь это влияет на оценку. Одна двойка из-за малейшей провинности может ухудшить итоговую успеваемость. Многие просто не знают, как вести себя в ситуации, когда учитель «душит». Кто-то реагирует агрессивно и усугубляет ситуацию, кто-то замалчивает, что тоже плохо.

Двойка по поведению

 

Что же делать? Для начала, нужно понять:


Учитель придирается только к вам?


Если только к вам, следует рассказать родителям или подойти к классному руководителю и администрации школы. Поверьте, ни завуч, ни директор не заинтересованы, чтобы у вас стояла 5 по физике или 6 по биологии, если ваш средний балл колеблется от 8 до 9.


Конфликт с учителем у всего класса?


Поговорите с одноклассниками и попробуйте вместе решить эту проблему. Порой учителя имеют недопонимания с учениками без повода. Поэтому в такой ситуации может помочь обычный разговор по душам с учителем (если, конечно, он идет с вами на контакт).

Когда учитель относится к вам лояльно, но оценка не та, которую хотелось бы увидеть в аттестате, следует подойти к нему и обсудить этот вопрос. В большинстве случаев педагоги идут навстречу и будут только рады стремлению ученика повысить свой годовой балл. Возможно, вам разрешат сделать проект или доклад.

На оценку влияет не только знание предмета, но и само отношение учителя к ученику. Если вы не ходите на уроки и пытаетесь ставить себя выше других, это может отбить желание педагога идти вам на встречу и «тянуть» ваш выпускной балл.
 

замечание в дневнике

 

Вот основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы отношения «учитель – ученик» были хорошими:

 

  • Не прогуливайте!

Не пропускайте уроки без уважительной причины и предупреждайте, когда уходите.
 

  • Не язвите и не грубите в спорных ситуациях

Как бы вам не хотелось показать свое «я», учитель остается учителем и именно в этот момент может воспользоваться своими полномочиями и сделать вам хуже.
 

  • Делайте домашнее задание и ведите конспект

Бывает, лень потратить на это 30 минут. Но какую пользу это принесет, когда будет решаться оценка за четверть! Учитель увидит хороший конспект и, может, поставит хорошую оценку, закрыв этим плохую.
 

  • Будьте доброжелательными

Улыбайтесь, никогда не сидите с недовольным лицом. Человеческий фактор играет важную роль в обществе. Простая улыбка при входе в класс может повлиять на то, как к вам отнесутся присутствующие.
 

  • Идите на компромис

Иногда стоит пойти на компромисс, чтобы получить желаемый результат. И тогда в конце года вам не придется ругаться с учителем или родителями из-за оценок. Вы зарекомендуете себя как хорошего и прилежного ученика, которому можно помочь.


Редакция ТeenАge.by попросила психолога Центра, дружественного подросткам, «Доверие» (структурное подразделение 8-й городской детской поликлиники Минска) Светлану Полещук прокомментировать ситуацию с оценками.

Светлана Полещук, психолог:

 

Чем выше балл аттестата, тем выше тревожность» 

 


– Обращения по поводу несправедливых оценок – не редкость. Но прояснить ситуацию непросто.  Во-первых, +/- 1 балл – это всегда субъективное мнение педагога, особенно при устных ответах. 10-бальная система оценки, на мой взгляд, усилила эту субъективность.

Сегодня сами педагоги говорят:
 

На 10 даже я не знаю.


Бывают ситуации, когда учитель за одинаково выполненное задание успевающему ученику поставит более высокую оценку, чем менее успевающему, исходя из мнения, что, мол, последний списал, к примеру. Это тоже субъективизм. Поэтому на своих консультациях мы всегда стараемся подчеркнуть, что фокусировка внимания должна быть не на отметке, а на приобретаемых знаниях. Другое дело, что это не всегда срабатывает, так как блестящий аттестат – часто не желание ребенка, а честолюбие его родителей.  

Недавно у меня была на консультации девочка со средним баллом 9,6. Ее привела мама, обеспокоенная тем, что у дочери начались тики, бессонница. Диагностика показала, что у нее высокий уровень тревожности, и это неудивительно.

В своей практике мы наблюдаем прямую зависимость: чем выше балл аттестата, тем выше школьная тревожность.

Дети боятся разочаровать педагога, семью, потерять рейтинг и имидж отличников. Это высокая психологическая нагрузка, из-за которой и возникают неврологические и соматические нарушения.

Когда я говорила этой девочке, что важны не оценки, а знания, она ответила:

Мои мама и папа были отличниками.

Такой вот наследственный перфекционизм.

Между тем современные исследования показывают, что круглые отличники не имеют однозначных преимуществ перед среднеуспевающими учениками, которые не приносили в жертву школьной успеваемости развитие других своих общих способностей, что сделало их более гибкими и успешными на современном рынке труда.

Тем не менее, если этот вопрос для семьи принципиален, мы советуем сделать два шага. 

Сначала самому ученику подойти к педагогу и озвучить, что его волнует успеваемость и итоговый балл. Когда учитель знает о такой заинтересованности, он обычно идет навстречу, предлагает дополнительные задания и пр.

Если это не помогло, то в случае, когда оценка занижается систематически, в дело должны вмешаться родители и поговорить с учителем. Это диалог взрослого со взрослым. Грубить и требовать в данном вопросе неконструктивно. Нужно спокойно разобраться, приводя факты.  

Анна Крючкова, журналист

 

Отношения.  Учителя.  Школа



Читай ещё:

Что делать, если учитель придирается?


Подписывайся на нас в ВКИнстаграм и будь в курсе всех новостей!  

Комментарии