Пункт 1. Учитель всегда прав.
Пункт 2. Если учитель не прав, смотри пункт 1.
Урок превратился в каторгу? Сидишь как на иголках в страхе вызова к доске? Боишься лишний раз поднять руку или ошибиться? Учитель клюет замечаниями?
Надо что-то менять. TeenAge разбирался, что делать, если учитель придирается.
«Ууу… Биология… Анатомия…»
Нашу учительницу биологии за глаза называли Зиночкой, Зиготой… Недолюбливали – это еще мягко сказано. Она дотошно спрашивала каждый параграф, требовала скрупулезного выполнения лабораторных, а темы рассказывала нудно и монотонно. Почему-то контрольную по теме «Размножение растений» мне хотелось написать очень хорошо. Весь вечер ушел на тупую дословную зубрежку шести листов текста.
Когда через пару дней Зиночка принесла результаты письменной работы, порадоваться своей десятке я успела секунд тридцать.
Потом холодный насмешливый голос произнес: «Ну, что, списала и теперь сидишь довольная?» От возмущения и обиды на глазах сразу выступили слезы, в горле образовался какой-то непонятный ком, из-за которого даже не получилось выдавить из себя ничего членораздельного.
«Иди к доске подтверждать оценку!», – раздался приказ. Я вышла. Но отвечать на вопросы уже не было никакой возможности – хлынули слезы. Под сочувственные взгляды одноклассников я села на место. Оценку все же поставили в журнал. Стоит ли говорить, что ненависть к биологии осталась до конца школы…
Они «кровь из носу» хотят сеять разумное, доброе, вечное на не всегда плодородную почву ученических мозгов. Такие педагоги обожают свой предмет, знают, у какого окна стояла Наташа Ростова, когда ее пригласил на танец Андрей Болконский, сколько дней провел Диоген в бочке, какие ипостаси принимает бог Ра. Множество важнейших фактов они извлекают из памяти ежесекундно и требуют того же от учеников.
С учителями-перфекционистами работает принцип: полюби то, что любит он. Сложно проникнуться всей эпохальностью и монументальностью «Войны и мира», если ты ее не читал. Но попробовать разобраться в героях и событиях возможно. Чем лучше ты знаешь материал, тем проще. Но главное – проявлять заинтересованность. Можно не запомнить детали, даты, имена. Тут важнее задавать наводящие вопросы, типа:
Все это выдает в тебе небезразличного человека. Что не может не подкупить.
Кстати, известному писателю, автору «Дозоров» Сергею Лукъяненко попался в вузе очень строгий преподаватель. Который требовал идеального знания предмета. А студент Сережа в день подготовки к экзамену писал очередной рассказ для журнала фантастики. На экзамене явная неосведомленность в дисциплине выплыла. Но преподаватель оказался читающим человеком, знакомым с творчеством своего студента. И предложил Сергею Лукъяненко компромисс: будущий писатель клятвенно обещает не работать по специальности, а преподаватель ставит зачетную оценку. На том и порешили.
Кажется, что они вас засаживают, задавая «еще только один вопрос», а на самом деле хотят вам помочь. Ведь, по их мнению, уж об этом вы никак не можете не знать. И озвученная вами информация позволит поставить вам на балл выше.
Сердобольные учителя доставляют много неудобства «плавающим» при устном ответе школьникам. Если тип педагога определен правильно, стоит терпеть неудобные дополнительные вопросы, по возможности отвечать на них. Чем больше правильных ответов, тем выше шансы на успех и положительную оценку.
Если нервы сдают, и каждый вопрос воспринимается, как попытка «утопить», – поднимайте белый флаг. Скажите: «я слишком перенервничал. Давайте закончим. Ставьте мне то, что считаете нужным».
Эти обычно копают глубже для того, чтобы узнать, насколько хорошо ученик знает предмет, где могли остаться пробелы. А иногда излишний поток вопросов спровоцирован надеждой услышать что-то смешное, необычное или интересное.
Любопытство города берет, как впрочем, и смелость. С таким учителем всегда есть варианты. Можно где-то не доучить предмет, но при ответе стоит упомянуть какой-либо интересный факт, возможно, найденный в дополнительной литературе, при чтении новостей и т.д. Это покажет как заинтересованность в предмете, умение нестандартно отвечать по заезженной теме, так и отвлечет учителя от попытки копнуть поглубже.
Учителя физики из потомственной династии учителей вспоминаю до сих пор. Не только как профессионального педагога, но и очень хорошего человека. Отсутствие склонностей к точным наукам мне предсказала еще учительница начальных классов. Ожидаемо мне не давались задачи по физике. Ни с какого боку. А 8-ку в аттестате хотелось. С условием, что буду поступать на журфак, я зарабатывала высокие оценки рефератами про Вселенную, космос, черные дыры.
На контрольной физик периодически подходил ко мне, безрезультатно корпящей над задачей, и тихо надиктовывал решения.
Обычно они недоверчиво относятся к багажу знаний школьников. С ними тяжеловато тем, кто не входит в круг любимчиков педагога и не ловит звезд с неба. А уж если хорошисту или троечнику посчастливилось получить оценку по контрольной выше, чем учитель ожидал, это вызывает волну подозрений и желание их подтвердить.
Подозрительных педагогов надо убеждать в своем знании. Если контрольная написана хорошо, и это всецело ваша заслуга, будьте готовы доказать это устным ответом. Если удалось списать, придется либо подучить слизанный материал, либо предложить сделать еще одно задание попозже, дабы подтвердить оценку.
Учитель не всегда является таким для всего класса. Может быть, он перешел на темную сторону только по отношению к тебе. Что ж, бороться с Дартом Вейдером можно и нужно.
Учитель-зло – вариант непростой. Тут явно примешивается предвзятое отношение и какие-то неизвестные тебе тараканы. Идти в открытую конфронтацию – объявлять войну. Лучше подойти после занятий и открыто спросить, что ты можешь сделать, чтобы повысить оценку, справиться с материалом лучше или исправить ошибки.
Если непонимание с этим преподавателем – не только твоя проблема, стоит решать ее вместе с одноклассниками. Чтобы не усугублять ситуацию, разговор с учителем должен быть спокойный и не обвиняющий. Компромисс нужен и ему, и вам.
Всегда помни: учитель – обычный человек со свойственными ему эмоциями и реакциями, а значит, найти к нему подход – вполне реальная задача. В большинстве случаев помогает обычный разговор тет-а-тет.
Мария Дубровская