Летнее чтение может оказаться захватывающим, дети могут добровольно и увлеченно читать даже на каникулах. Проверено экспертами.
Эксперты книжного фестиваля «Город и Книги» огласили результаты второго сезона «Лiхтара». В него попали лучшие издания на русском и белорусском языках для детей, живущих и читающих в Беларуси. TeenAge.by представит для тебя – лучшие книги для подростков.
Дети уныло смотрят на список летнего чтения, к сожалению, дело обычное. Особенно досадно это наблюдать, когда знаешь, сколько удивительно прекрасных детских книг сегодня можно найти. Проект «Лiхтар» поможет сориентироваться в современной детской литературе.
Организаторы фестиваля собрали команду невероятных единомышленников, влюбленных в литературу и относящихся с симпатией к подрастающему поколению. Именно они читают и рекомендуют детям хорошие книги.
«Лiхтар» становится полезным рабочим инструментом библиотекарей, а это та вершина, которой организаторы очень гордятся. И, конечно же, собираются продолжать читать книги сотнями, на том и стоим!
Бреен, М. Свобода, равенство, сестринство: 150 лет борьбы женщин за свои права / Марта Бреен; худ. Й.Юрдал. — Москва : Самокат, 2019. — 128 с.
В историях о борьбе за свободу важно найти баланс между пафосом и чересчур сухим изложением фактов. А еще важнее удержаться от перечисления всех обид и страданий, которые пережили угнетенные. Эта книга не о том, почему женщин нужно жалеть и кто в этом виноват. О том, как и почему они стали бороться за свои права, внятная, логичная, убедительная. Сдержанная ровно настолько, чтобы в борьбе за права не перейти к обличению Этих Отвратительных Мужчин. Потому-то её можно читать не только с девочками, но и с мальчиками.
(Лілія Ільюшына)
Дашевская, Н. Второй / Нина Дашевская. — Москва : ИД КомпасГид, 2018. — 128 с.
Отличный сборник рассказов. Нина Дашевская — мастер. И кроме того, что это очень интересные истории, они еще и прекрасно написаны. В фокусе дети, которые занимаются музыкой, но читать интересно будет всем.
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
Дашевская, Н. День числа Пи / Н. Дашевская. — Москва : Самокат, 2018. — 200 с. — (Встречное движение).
Две повести, почти перевертыши, одна дополняет вторую. У Нины Дашевской идеальный слух. Я сейчас не только про музыкальный, хотя для нее, как музыканта, он, конечно, важен. Для читателей важнее другое — она слышит каждый звук каждого слова, которыми подростки могут выразить себя сполна. Это редкое наслаждение, прошу прощения за высокопарность, читать и слышать внутренние монологи нининых героев. Как у них все внутри идеально подогнано! И какой хрупкой оказывается эта гармония при контакте с внешним миром! И веришь в то, что вот быть таким — самая естественная вещь, и смотреть вокруг именно такими глазами — тоже. Читаешь про Лёву и принимаешь его целиком, без остатка. И тут Нина Дашевская делает страшное: с точно той же убедительностью рисует мировосприятие главного левиного недруга. Стерео-эффект выходит оглушительный.
(Наталья Медведь)
Де Фомбель, Т. Нетландия. Куда уходит детство / Тимоте де Фомбель; пер. с фр. И. Филипповой. — Москва : ИД КомпасГид, 2018. — 112 с.
В жизни каждого человека неизбежно наступает момент, а может и не один, когда хочется вернуться в детство. В те самые ценные мгновения своей жизни, которыми питается взрослый прагматик или мечтатель, реалист или идеалист. Не важно. Но облечь свои воспоминания таким благозвучием, искренностью и пронзительностью дано единицам. Тимоте де Фомбель среди них.
(Лина Казакова)
Дельфорж, Э. Мама / Элен Дельфорж; худ. Квентин Гребан; пер. с фр. А. Поповой. — Санкт-Петербург : Поляндрия Принт, 2018. — 64 с.
Да, это не детская книга, но — ресурсная книга. А ресурсы, как-то сложилось, сегодня особенно нужны мамам. Возможно, потому что роль мамы и суть материнства активно и бурно переосмысливаются современным обществом. Вот и альбом Квентина Гребана и Элен Дельфорж тоже на свой манер ищет ответ на вопрос: «Кто же такая мама?» И его догадки очевидно попадают в яблочко, потому что не существует такого человека, который бы смог не откликнуться на образы, предлагаемые авторами. «Мама» — гимн современным мамам. И пусть это не детская книга, но если она окажется в доме, где есть героиня книги, это пойдет на пользу и детям в том числе. Потому что «Мама» врачует материнскую душу, как мама — детскую.
(Лина Казакова)
Михеева, Т. Доплыть до грота / Тамара Михеева; ил. М. Судовых. — Москва : ИД КомпасГид, 2018. — 160 с.
На этот раз Тамара Михеева жёстче, чем обычно. Сборник рассказов, каждый из которых – на вырост. И каждый – про жизнь. Для тех, кто вырос. И тех, кто не боится говорить с теми, кто вырос, честно.
(Ольга Вовк и Виктория Королева)
Мюрай, М.-О. Спаситель и Сын. Сезон 1 / Мари-Од Мюрай; пер. с фр. М. Кожевниковой, Е. Кожевниковой. — Москва : Самокат, 2019. — 352 с.
Помните анекдот про человека, который побывал в раю, его спрашивают, как выглядит Бог, и он отвечает: «Во-первых, она негр»? Так вот. Он не бог, он психолог. Но он огромный негр и зовут его Спаситель. Я не знаю, что это, художественная книга или популярная психология, но скорее всего и то, и другое. Теперь мы все будем ждать продолжения, потому что как сложатся судьбы всех пациентов, а главное судьба самого Спасителя и его сына, совсем не очевидно. Так что запасаемся терпением. Знать бы хотя бы, сколько серий будет у этой истории…
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
Пандазопулос, И. Три девушки в ярости / Изабель Пандазопулос; пер. с фр. Д. Савосина. — Москва : Самокат, 2019. — 336 с. — (Недетские книжки)
Я дочитывала эту книгу 8 марта и именно в этот день она была особенно кстати. Потому что это история трех девушек на сломе эпох. Домострой сменяется чем-то непонятным. Отец одной из героинь возмущается, что женщины устроили в его банке ясли и требуют равных с мужчинами зарплат. Если дать им волю, до чего же они дойдут? А дойдут они до того, что смогут работать там, где хотят, в свободную продажу поступят противозачаточные таблетки, женщина сможет уйти от мужа, который ей много лет изменяет... Очень интересно смотреть на все эти изменения глазами молодых энергичных девушек и понимать как много они сделали для нас, современных женщин.
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
Парр, М. Вратарь и море / Мария Парр; ил. А. Леоновой; пер. с норвеж. О. Дробот. — Москва : Самокат, 2019. — 296 с.
Я думаю, эту книгу не нужно рекламировать. Продолжение «Вафельного сердца» по всему миру ждали тысячи детей и их родителей. Герои книги повзрослели. А я помню, как пыталась писать про «Вафельное сердце», как захлебывалась словами и как хотелось просто цитировать и ничего от себя не добавлять. Казалось бы, где мы, а где фьорды Норвегии! Совершенно разные языки, образ жизни, семейные уклады. А у подростков в двенадцать лет проблемы одинаковые. Я счастлива, что «Вратарь и море» вот-вот появится в продаже и что его прочитают наши подростки, а особенно их родители. Потому что лично мне немедленно захотелось своего подростка обнять, зацеловать и сообщить ей, что я ее люблю. Надеюсь, эта книга на всех так подействует. В книге опять очень много о семье. Много и глубоко. И семья, как единое целое, которая любит и оберегает. И проблема, когда твой жизненный уклад сталкивается с совершенно другим. Ты всю жизни жил вот так, а тут появляется девочка, которая нечеловечески прекрасна, а у нее в семье все совсем по-другому. Как это пережить? А как пережить искушение уехать? Это предательство? Или жизнь? Как всегда, у Марии Парр, все очень легко. Серьезнейших проблем она касается легонько, как крылом задевает. Смотрите — вот она проблема. Она есть. Мы можем об этом поговорить…
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
Розофф, М. Джастин Кейс / Мег Розофф; пер. с англ. М.Сарабьяновой. — Москва : Белая ворона, 2018. — 232 с.
Книга о попытке переиграть взросление, спрятаться за новым именем - вдруг ответственность, самостоятельность и все такое неприятное пройдет мимо. Можно притвориться, что ты боишься за свою жизнь, когда на самом деле ты боишься самой жизни. Меняешь имя, ведешь себя осторожно, но все напрасно. Каждый день детства приближает к юности, и та не постесняется выставить счет.
Розофф, М. Каким я был / Мег Розофф; пер. с англ. О. Бухиной, Г. Гимон. — Москва : Белая ворона, 2018. — 200 с.
Пока читала, мне не нравилось. Мне казалось, что медленно и нудно. Что это «очерки бурсы», прошлый век и современные подростки читать не будут. Я бурчала. Но читала. Хотя у меня нет проблем бросить книгу, если она мне не нравится. Но я очень рада, что дочитала до конца, потому что она стала для меня абсолютной неожиданностью. Подарком. Пока я внутренне раздражалась одной темой, выяснилось, что в книге ее нет вообще. Что я себе все придумала, а книга вообще о другом. И это прям гимн о вреде стереотипов. Читать нужно буквы, а не то, что пишут тараканы в собственной голове. Для меня эта книга о том, насколько любовь не зависит ни от чего, даже от того, что видят твои глаза и думает твой мозг. Любовь — это такая химическая штука, которая сильнее всех предрассудков на свете. И подростку очень тяжело с ней разобраться. Иногда практически невозможно.
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
Твен, М. Похищение принца Олеомаргарина / Марк Твен, Филип Стед; ил. Э. Стед; пер. с англ. Н. Калошиной. — Москва : Самокат, 2019. — 160 с.
Вышла тонкая и виртуозная игра между настоящим и прошлым, современником и классиком, веянием времени и памятью о фантазии минувшей эпохи, смелостью назваться соавтором Твена и ответственностью за это имя. Постмодернистская, многослойная история с вымышленным мета-диалогом соавторов рассказывает, как обездоленный мальчик Джонни отправляется в архетипический сказочный путь и находит в своих волшебных помощниках добрых друзей.
(Наталья Медведь)
Фикс, О. Темное дитя / Ольга Фикс. — Москва : Время, 2019. — 320 с. — (Время — юность!)
Люблю Ольгу Фикс, потому что она ни на кого из современников не похожа. Ее сравнивают со Стругацкими, но, мне кажется, у нее есть свой стиль. А главное, это что-то новенькое в современной подростковой литературе. Это «young adult» — литература для молодых взрослых. История подростка-бесёнка. Или история ее сводной сестры. Или история любви их отца с женщиной, исчадием ада. А, с другой стороны, кто из нас не исчадие, и в каком подростке не примешана половина этого самого... демонического. Это хорошая история с отличными характерами и массой интереснейших подробностей о жизни в Израиле. Не знаю, что еще сказать, чтоб не спойлерить.
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
Франк, А. Дневник Анны Франк: графическая версия / Анна Франк, Ари Фольман; худ. Дэвид Полонски; пер. с англ. М. Скаф, пер. с нидерл. С. Белокриницкой и М. Новиковой. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 160 с.
Этот графический роман, во-первых, не задвигает оригинальный текст Анны на второй план, и не вызывает ощущения «посмотрел комикс, теперь можно и Дневник не читать», наоборот, появляется неодолимое желание прочитать или перечитать — по обстоятельствам — первоисточник. Во-вторых, это самостоятельное художественное произведение, визуализировавшее текст и надстроившее его богатейшими образами с невероятной силой воздействия.
Это безусловный шедевр графического искусства, который всколыхнул мир комиксистов так, как до него удавалось сделать, наверное, только «Маусу» Шпигельмана, кстати также посвященному теме Холокоста. Возможно, не случайно то, что визуальные путешествия на дно ада, скрывающегося за этим словом, оказались сравнимы в своей ужасающей убедительности.
(Наталья Медведь)
Шэр, Б. Пакатун і Паляжун / Брыгіта Шэр; іл. Ферэны Бальхаўс; пер. з ням. І. Герасімовіч. — Мінск : Галіяфы, 2018. — 36 с.
Кранальныя дзіцячыя гісторыі пра сяброўства і дарослае жыццё. Кожны з нас трыху Пакатун і трыху Паляжун. Пачытаешь проста пра важнае і абавязкова ўсміхнешся.
(Ольга Вовк и Виктория Королева)
Штайнхефель, А. В центре Вселенной / Андреас Штайнхёфель; пер. с нем. Т. Зборовской. — Москва : ИД КомпасГид, 2018. — 432 с.
Это самый настоящий роман. Не большая повесть, не том сериала — а роман в классическом смысле. То есть вдумчивая история всей жизни целой семьи. И пускай «вся жизнь» ограничена восемнадцатью годами, глубина зашкаливает. Эпизоды из детства и юности переплетаются не по прихоти автора, а потому что без детства юности не понять. Ну, и любовь, конечно. Но не розовые сопли со вздохами, а… даже не знаю, что написать, чтобы не спойлерить. Скажем так: возьмите любую известную вам историю подростковой любви и возведите в квадрат. А потом умножьте на три. И при этом всем — при сложности, многогранности, пространных описаниях и экскурсах в прошлое — этот роман ну совсем для подростков. Или хотя бы для тех, кто чуть-чуть помнит себя в этом кошмарном возрасте.
(Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)
⚡️ Сейчас читают:
«Ліхтар»: лучшие книги для подростков
Успей прочитать, пока лето не закончилось
Чему могут научить книги? 12+
Теги: Книги Каникулы Психология Сверстники