Виктор Смольский: «Рок-н-ролл – это профессиональное увлечение»

4600
0

Марина Веселуха

2018-09-10

Знаменитый гитарист рассказал TeenAge.by о серьезном отношении к музыке, новом поколении исполнителей и «стерильном» звучании.

В родном Минске Виктор Смольский – гость нечастый. Уже много лет звездный гитарист, педагог, ранее работавший с группой Rage, Валерием Кипеловым, и сегодня много гастролирующий по миру, живет в Германии. Но приезжая в Беларусь, музыкант находит время, чтобы ответить на вопросы учеников, провести мастер-классы. Вот и недавно Виктор дал несколько уроков в Рок-школе Александра Kiss, здесь же гитарист побеседовал с нашим корреспондентом.

Виктор Смольский

«“Компот стилей всегда заметен»

– К сожалению, часто приезжать в Минск не получается, хоть очень хотелось бы. В Германии, кроме активных выступлений, записей на студии, преподаю на курсах повышения квалификации педагогов в трех музыкальных академиях. Это учебные заведения нового типа, где изучают разные направления – от классики до современного рока.  

– Музыка в Беларуси и за рубежом: в чем разница и схожесть?

– Конечно, есть разница. В Беларуси из-за того, что музыканты играли все подряд, развился своеобразный стиль. По крайней мере раньше здесь никто не определял себя как представителя определенного направления. Этот «компот стилей» всегда заметен. На Западе, если играют блюз – то он звучит как блюз, без классических гамм, здесь же все перемешано. Хоть многие не любят такой подход, мол, не стильно, выходите за рамки. А мне даже в какой-то степени нравится: звучание получается интереснее. Но наблюдаю, что и в Беларуси молодые команды уже начали играть по-западному. Наверное, это связано с тем, что ребята выросли на европейской музыке, поэтому и мыслят соответственно. Жаль, что у начинающих групп здесь мало поддержки и очень тяжело стать заметными слушателю. 

– А может, это зависит от образования?

– К сожалению, классическое музыкальное образование становится все расслабленнее и расслабленнее. Думаю, это зависит от поколения. Новое поколение сегодня имеет столько возможностей пообщаться с миром через интернет, поиграть в игры, что учиться, заниматься часами, как мы это делали раньше, молодым не очень хочется. Просто у них подход к учебе другой.

– Следите за музыкальным миром нашей страны?

– Это очень сложно, я живу в Германии и практически ничего не знаю о том, что происходит в музыкальном мире Беларуси. Только приезжая в Минск, активно расспрашиваю и узнаю что-то новое. Да и Беларусь в Европе себя никак не показывает. Очень мало музыкантов выступает за рубежом. Да что говорить, я до сих пор часто объясняю, где находится Беларусь. Меня это уже раздражает. С одной стороны, хорошо, что у нас все тихо и о стране не говорят плохо, но с другой – жалко, что столько хороших музыкантов не имеют возможности выступать в Западной Европе. 

– Скучаете по Минску, друзьям, да и стране в целом?

– Я полжизни прожил в Германии, поэтому по менталитету уже даже больше немец, чем белорус. В городке недалеко от Дортмунда, где я живу, легко иностранцу. И это очень правильное место для музыкантов, самая рокерская территория в Германии, может даже и в Европе. Там много клубов, магазинов, огромная тусовка. В то же время место очень спокойное, где я никому не мешаю и меня никто не беспокоит. Ведь не только громко играю, но и громко езжу на спортивных машинах: профессионально занимаюсь ралли-кроссом. Когда ночью приезжаю в свой гараж, слышит вся улица (смеется).

Виктор Смольский

«Никогда не шел на компромиссы»

– Скучаете по группе Rage? Ведь было много гастролей, огромные тиражи дисков и толпы поклонников.  

– Нет, я с удовольствием 15 лет назад завершил этот период жизни. Было очень хорошо, интересно, но пришло время что-то менять, расти. В тот момент группа слегка затормозилась, и мне стало просто скучно. Качество упало, концерты проходили не так, как раньше, меньше стало энтузиазма, а само творчество превратилось в зарабатывание денег. Я же занимаюсь музыкой не потому, что это бизнес, а потому что это приносит удовольствие.  

– Музыка и деньги для вас – разные понятия?

– Конечно, деньги нужны, без них никак. Но это не самоцель. Да и музыка – не самый лучший способ заработать. В своей жизни я никогда не шел на компромиссы: всегда играл, что хотел, с кем хотел, поэтому когда что-то начинало не нравиться, переходил на новый этап. Группа Almanac, которую я создал, мне очень нравится, получаю удовольствие и от сольных проектов.

– Важна ответная реакция публики, слушателей?

– Конечно важна. Всегда приятно слушать отзывы. Но повторюсь: я не официант, который по заказу что-то делает и хочет услышать, насколько это было вкусно. Делаю то, что мне близко, и делаю в первую очередь для себя. Если потом мое творчество кому-то нравится, то вдвойне приятно.

– Навязчивые фанаты бывают? Вас раздражает такое повышенное внимание к личной жизни?

– Раньше я очень не любил фанатов, которые приезжали домой, звонили в дверь, брали автографы. Мне очень не нравилось, когда, например, отдыхал с семьей, делал гриль, плавал в бассейне, а в это время из кустов за мной следили с фотоаппаратом. Сейчас, слава Богу, не следят, да и не найдут (смеется). В Беларуси самый большой всплеск внимания фанатов был после выхода клипа «Я здесь» Кипелова, тогда мы и с Rage много гастролировали. Не думаю, что кому-то из музыкантов это нравится, некоторым даже приходится переодеваться в специальные костюмы перед выходом на улицу. Я бы очень не хотел быть настолько популярным.

– Можете научить, как работать так же, как вы? Играть, писать музыку, держаться на сцене.

– Сложно сказать, ведь у каждого свой стиль, в голове играет своя музыка, а композиторский процесс практически не регулируется, это соединение таланта и работоспособности. Изначально можно копировать, ведь на чем-то нужно учиться. В классическом образовании сначала разбирают произведения гениев, а уже потом пытаются что-то сами написать. В роке же не так важна теория, тут факторами станут скорее концертная энергия, опыт. Именно опыт я пытаюсь передать ученикам. Много езжу по гастролям, много времени провожу в студии, более 30 лет в рок-н-ролле сделали для меня очевидными многие вещи. Конечно, заметнее стали ошибки, но без них никак, и они идут на пользу.

– Ого! 30 лет рок-н-ролла не каждый выдержит. Стиль жизни рокера – это не только игра и творчество, но и множество соблазнов – алкоголь, наркотики...

– Мне повезло, я много занимаюсь спортом, это и уберегло от всех негативных влияний, хоть многие мои друзья искалечили жизни опасными развлечениями. Для меня важно быть в хорошей форме и хорошо себя чувствовать. Каждый месяц участвую в гонках уже не на любительском, а на полупрофессиональном уровне.

Виктор Смольский

«Музыка получается нарисованной»

– Практически каждый свой приезд в Минск вы проводите занятия с начинающими музыкантами. К вам приходят за советом. За последние годы изменилось отношение к этому не совсем формальному, но важному аспекту музыкального образования?

– Ученики в Беларуси стали заниматься очень толково. Они не просто играют, а имеют цели, через интернет сравнивают свои записи с профессиональными. Раньше же этого у нас не было, мы снимали записи с кассет, не зная, как музыканты играют вживую. Иногда я очень расстраивался на живых выступлениях любимых групп, было даже обидно из-за испорченных детских впечатлений. Сейчас начинающим музыкантам легче учиться, но по этой же причине у них меньше энтузиазма. Мы же просто горели музыкой. Как мне кажется, следующее поколение будет еще сложнее.  

– Что именно расстраивает? 

– Наверное, нежелание записывать живое звучание инструментов в студии. Проще же с помощью специальных программ подправить, подстроить, выровнять. Музыка получается не сыгранной, а нарисованной. Когда ко мне приходят с планом и говорят: «Вот эту ноту вставлю сюда, здесь мы склеим, скопируем...», я просто отправляю домой заниматься. Это же нужно будет хоть как-то показать на концерте! Многие и половины выпущенного на альбоме не могут вживую сыграть. Если раньше под записанную заранее мелодию выступали только поп-исполнители, то теперь такое явление становится нормой и в роке. Жалко, что уходит живое ощущение музыки, все становится стерильно. Ведь мы знали: каждый концерт звучит по-своему, играется уникально. Поэтому и стремились попасть на разные выступления любимой группы.

– А сами тоже каждый раз играете по-новому, импровизируете?

– Не сказал бы, что совсем по-разному, скорее различие в ощущениях. Конечно, песня должна звучать узнаваемо. Но на площадках отличается и звук, и оборудование.  

– Возможно, качество звука ухудшается, отношение музыкантов становится несерьезным, потому что рок-музыка воспринимается как развлечение. Зачем стараться, работать, если слушатель итак все примет как фон, как что-то однодневное?

Рок-н-ролл – не развлечение. Или я назвал бы его профессиональным развлечением. Это серьезная вещь, его нужно понимать, слушать. Некоторые приходят на выступления просто получить удовольствие, но многие слушатели действительно глубоко понимают эту музыку. В то же время странно наблюдать, как на фестивалях слушатели разворачиваются спиной к сцене и снимают себя на телефон на фоне музыкантов. Зачем так делать? Зачем приходить на концерт, чтобы показать себя? Для меня слушать музыку – как для остальных читать книгу. Я просто сажусь и слушаю. Нельзя ведь читать и параллельно пылесосить. Когда мы перестали относиться к музыке серьезно, вот тогда она стала просто фоновой.   

Виктор Смольский

Топ-5 советов начинающим гитаристам от Виктора Смольского:

1. Не зажиматься при игре, не играть на мышцах, не сидеть все время в одной позе: так заучивается своеобразная техника, которая на сцене, когда нужно стоять, ходить, прыгать, не реализовывается.

2. Заниматься музыкой бескомпромиссно: не особо слушать критиков, их очень много, а просто делать, что нравится. Так музыка не надоест и от занятий не устанешь.

3. Занятиями многие считают время, проведенное с инструментом, когда просто сидишь и что-то играешь. Я не считаю это занятием. Можно каждый день по 4 часа сидеть с гитарой и ничему не научиться. На занятиях в первую очередь должен уставать мозг – из-за мыслей о том, что делаешь, а не попа – от долгого сидения. Все время нужно понимать, что и как играешь, а не заучивать ошибки.

4. Не идти на компромисс со звуком, работать с хорошим, правильным инструментом и остальной аппаратурой. Гитара – очень живой инструмент, и отдача очень важна для техники. Иногда что-то не получается сыграть из-за плохого звука.  

5. Важно беречь здоровье. Это наша сама лучшая инвестиция в будущее.

Фото Сергея Никоновича.