Людмила Мудревская, студентка 4 курса Белорусского государственного медицинского университета, честно рассказала
TeenAge.by о поступлении, учебе, практике и планах на будущее.
«Предпосылки к врачеванию у меня были с детства. Я лечила свои мягкие игрушки, куклы. А когда я немного повзрослела, мама сказала: «Было бы хорошо, если бы ты пошла на врача учиться».
В старших классах нужно было определяться с будущей профессией.
Я поняла, что химия и биология даются мне легче, чем физика и математика. А количество вузов, поступить в которые можно, сдав ЦТ по химии, биологии и языку (на выбор), не такое большое – медицинский, биологический факультет БГУ, экологический институт им. Сахарова и одно из отделений химфака БГУ – химия лекарственных соединений.
Рассмотрев и проанализировав все варианты, решила, что медицина мне наиболее близка».
«После 9 класса я поступила в лицей № 1 г. Минска на химико-биологическое направление. Химия и биология были у нас профильными предметами. На их изучение было отведено больше часов, чем в обычной школе. В лицее преподавание было лучше, и мои одноклассники были заинтересованы в поступлении в вузы. Глядя на них, самой хотелось учиться.
В 11 классе у меня были репетиторы по химии и биологии. Также я ходила на факультатив по русскому языку в лицее.
Готовиться было сложно. Еще и соседи, знакомые говорили: «Зачем тебе этот вуз, там очень тяжело учиться». Но я усидчивая, мне хотелось учиться, поэтому твердо решила, что справлюсь. И в итоге поступила на бюджет на педиатрический факультет».
«У всех студентов-медиков адаптационный период – это сентябрь-октябрь первого курса. Когда еще бывшие школьники не понимают, чем семинарские занятия отличаются от лекций. И вообще, что от них хотят преподаватели? Мы не сразу поняли, что на практических занятиях нам новую тему, как это было в школе, никто уже не объясняет, и мы должны приходить на них подготовленные и задавать возникшие вопросы сами.
Структура университета поначалу тоже была не совсем понятна. Кафедры расположены в разных частях города. У иногородних студентов это вызывало определенные трудности, поскольку они не знали Минск, а тут нужно постоянно передвигаться.
На первом курсе, однако, занятия у нас проходили в аудиториях главного корпуса на проспекте Дзержинского.
С 8 до 16 часов каждый день. В субботу мы, к счастью, не учимся.
А вообще первый курс – это по сути школьная программа. Если у абитуриента не было проблем с химией, биологией, английским, историей в школе, то и здесь не будет: учишь почти то же самое, изредка немного глубже. Из новых предметов – анатомия человека, латинский язык и гистология со второго семестра».
«Необходимо следить за своим питанием. Потому что собственное здоровье у врача должно быть на первом месте. Об этом нам и преподаватели постоянно говорят. И в самом деле: как и чем может помочь пациенту больной врач?
В учебе не советую оставлять все на последний момент, потому что у нас есть такие предметы, которые даже за неделю выучить невозможно, не то что за три дня до экзамена. Нужно готовиться систематически. Если правильно распределить время, то будешь и высыпаться, и все успевать.
Хотя у нас есть неординарные личности, которые откладывают до последнего и умудряются все сдавать. Возможно, у них хорошо работает кратковременная память. Но на будущее такие знания, как правило, не остаются.
Еще важно помнить о дисциплине, не пропускать без уважительной причины лекции и семинары, так как все это нужно будет отрабатывать, а из-за плотного графика это не всегда получается сделать сразу».
«Относительно этих предметов у нас шутка ходит: «Сдал «фарму» – влюбись, сдал «топку» – женись». «Фарма» – это фармакология. К экзамену мы должны знать классификацию лекарств, механизм их действия, показания, противопоказания, побочные эффекты. Объем материала большой, и все это выучить очень сложно.
А во втором семестре третьего курса у нас начинается новая дисциплина – оперативная хирургия и топографическая анатомия, которую все студенты сокращенно называют «топка». Мы изучаем послойное строение человеческого тела и получаем теоретические знания о технике проведения операций. Сейчас мы все это уже сдали и можем вздохнуть свободно.
Вообще к экзаменам у нас всегда около 200 вопросов. Мы этому не удивляемся. Когда вопросов только 170, думаем: хорошо».
«До второго курса у меня были сомнения в профессии. Но позже, когда мы стали изучать все больше и больше клинических дисциплин, поняла, что медицина – обширная отрасль, и, помимо серьезных, и на мой взгляд, сложных направлений, таких как онкология, кардиология, нейрохирургия, есть что-то попроще. Надеюсь, что со временем найду близкую мне сферу и стану в ней хорошим специалистом. Поэтому сейчас сомнения потихоньку уходят, и о своем выборе уже не жалею».
«Первая практика у нас была после третьего курса, сестринская. После нее мы сдавали экзамен, что дало нам возможность работать в клиниках средним медперсоналом – медсестрами. До третьего курса мы могли работать только санитарами. Но это почти нереально, потому что нагрузка в первые три года очень большая.
Сейчас я работаю постовой медсестрой в детской инфекционной больнице.
В мои обязанности входит исполнение врачебных назначений и выполнение различных манипуляций – делаю ингаляции, инъекции, ставлю капельницы, раздаю лекарства, работаю с документами. Ничего сложного. Моя работа не создает помех учебе, потому что у меня в отделении очень хорошая старшая медсестра. Она знает, что я студентка, и поэтому пошла мне навстречу и ставит дежурства только по субботам. В ночные смены по будним дням я не хожу, мне в этом плане повезло. Потому что некоторые мои одногруппники работают по ночам и с утра на занятия приходят очень уставшими.
Работа – мой личный выбор. Мне захотелось изучить структуру больницы, увидеть реальные взаимоотношения между врачами, медсестрами и санитарками. И, несомненно, приобрести важный опыт».
«С четвертого курса мы начинаем учить то, что действительно будет необходимо в профессии. Почти все занятия у нас проходят на клинических базах, в главном корпусе – только одна лекция в неделю. Мы общаемся с пациентами, проводим их осмотр, учимся думать и анализировать, постепенно развивая у себя клиническое мышление.
После пятого курса нас ждет субординатура. Мы распределяемся на три потока: кто-то выбирает педиатрический, кто-то хирургический, кто-то анестезиологию и реаниматологию. В зависимости от выбранного направления и будет складываться расписание – большее количество часов придется на профильные предметы.
После 6 лет учебы в университете нас ждет распределение. И еще год мы значимся интернами, то есть нам позволено работать только под кураторством опытного врача. Итого – семь лет учебы, после чего можно практиковать самостоятельно.
Такое длительное обучение по сравнению с другими вузами связано с тем, что ошибки в медицине недопустимы, ведь их ценой может стать человеческая жизнь. Поэтому мы стараемся приобретать качественные знания, что занимает немало времени».
О «мужских» и «женских» специальностях в медицине
«Вообще врач – существо бесполое, поэтому и парни, и девушки могут стать любыми специалистами. Традиционно, большинство парней хотят связать себя с хирургией. Но и девушек она интересует не в меньшей мере. Например, моя одногруппница хочет быть нейрохирургом. Она идет к этому целенаправленно и уже ассистирует на операциях.
Анестезиология то же больше подходит мужчинам. Когда я проходила сестринскую практику в отделении анестезиологии и реанимации, то анестезиолог нам говорил: «Ой, девочки, не идите в анестезиологию: тут и ногти не накрасить, и браслетики не поносить».
Девушки чаще идут в акушерство и гинекологию, педиатрию. Многие хотят стать врачами-неонатологами, которые работают с новорожденными – с 1-го по 28-й день. Кто-то – дерматологом-косметологом с надеждой на хороший заработок».
«Идеальный врач изначально заинтересован в хорошем исходе заболевания, не смотрит на социальный статус пациента, уверен в своих назначениях, добродушный, но при этом, как бы это абсурдно ни звучало, хладнокровный. Потому что в экстренных ситуациях излишние эмоции могут помешать в принятии верного решения.
Также доктор должен обладать крепкой нервной системой и устойчивой психикой. Кстати, эта устойчивость постепенно вырабатывается уже в университете.
Хороший врач должен посвятить медицине всю жизнь. Один преподаватель нам говорил, что врач – это не та профессия, где в конце рабочего дня позволено закрыть кабинет, забыть о рабочих моментах и спокойно переключиться на личные дела. Врач постоянно думает о своих пациентах».
«Скорее всего, после окончания университета я распределюсь педиатром. Но потом, хотелось бы уйти в более узкую специальность. На данный момент мне очень нравится эндокринология. По моему мнению, знать многое о гормонах – это очень интересно и важно, ведь от гормонов зависят все процессы, протекающие в организме».
«Минусы профессии мне стали понятны, когда я пошла работать. Работа в больнице часто подразумевает ночные дежурства, а также работу в праздники и выходные, это многочасовой и напряженный труд.
Общепринятое мнение, что зарплата в медицине не очень высокая. Да, на первых порах, она будет не очень большой, но если не сидеть на месте и развивать себя, то можно иметь нормальный заработок и в медицине».
В тему
Почему доктора могут собой гордиться? (видео)
Я фармацевт: секреты профессии
Студентка медвуза поделилась своим честным мнением о первых 2-х неделях учёбы
Елена Синекович