Расстройство пищевого поведения (РПП), анорексия, булимия – возможно ты стал (-а) слышать эти слова все чаще. Все потому, что сейчас проблемы отношений с едой широко распространились. Как они выглядят в реальной жизни, как их побороть, как избежать?
Частный психолог, групповой тренер, Skype-консультант Елена Овчинникова помогла нам разобраться в этих вопросах.
– Врачи выделяют три основных разновидности этого заболевания – это анорексия, булимия и компульсивное переедание.
Проявляются они по-разному. Но при этом имеют и общие черты. В корне всех трех чаще всего – проблемы в отношениях с родителями. Через взаимодействие с едой люди поддерживают себя или наказывают.
Анорексия
Анорексик 100% уверен, что он толстый, поэтому очень сильно ограничивает себя в еде. Он смотрит в зеркало и видит себя ужасно большим и некрасивым. Проблема в том, что в этот момент он может находиться на крайней стадии истощения.
Стремление к похудению затмевает все остальное в жизни этого человека, даже если возникает риск для его здоровья. Он становится раздражительным, у него появляются вялость, апатия, депрессивные нотки в поведении. Часто к анорексии прикрепляется очистительное поведение – вызывание рвоты.
Булимия
Это расстройство проявляется в том, что человек вообще не способен контролировать количество поглощаемой еды. Он ест больше, чем нужно его организму. Но патологически боится потолстеть и потому «очищается», вызывая рвоту, понос. Иногда к такому очистительному поведению относят и чрезмерные физические нагрузки. Но поставить рвоту и упражнения рядом нельзя. Все-таки даже после самых тяжелых тренировок еда проходит через организм естественным путем.
В таком случае человек просто ест много, потому что не может остановиться из-за психологических проблем. Соответственно, он поправляется, а лишний вес вызывает проблемы со здоровьем.
Зачастую люди с РПП отрицают наличие у них психологической проблемы и жалуются только на избыточный вес. Это особенность болезни, и она очень опасна. Ведь справиться с этими расстройствами без психолога или психотерапевта очень сложно, а порой практически невозможно».
Конечно, точный диагноз может поставить только врач. Но часто пациент, страдающий РПП, не добирается до специалиста, потому что игнорирует тревожные звоночки. Человек в целом склонен обманывать себя. Но некоторые вещи о себе можно определить объективно – через тест.
– Сначала можно обратиться просто к педиатру или терапевту, чтобы он дал направления на анализы. Как минимум надо проверить, все ли в порядке. Возможно специального лечения и не потребуется. Но важно исключить заболевания, при которых могут быть похожие симптомы. Да и причина некоторых проблем с едой может скрываться вовсе не в психологии. Где-то в организме есть сбой, вследствие чего, например, чрезмерно повышается аппетит и появляется лишний вес, который можно принять за компульсивное переедание.
Во время запущенного РПП без визита к врачу и вовсе не обойтись. Так, пациенту с анорексией в поздней стадии из-за критического недобора веса сложно даже встать с кровати.
Булимия, которая длится уже долго, не менее разрушительна для организма. При этом заболевании часто развивается эрозия и язва желудка, возникают проблемы с зубами, поскольку желудочный сок разъедает эмаль. Нередки и проблемы с поджелудочной железой и кишечником, которые сопровождаются выраженным болевым синдромом.
– В государственных медицинских учреждениях действительно идет учет. Делается это, прежде всего, в интересах пациента, поскольку в случае какой-либо трагедии, например, ДТП, пострадавшие часто находятся в коме, и у врача нет возможности расспросить их о перенесенных заболеваниях. Тогда доктор делает официальный запрос в поликлинику по месту жительства человека.
Однако принцип «врачебной тайны» никто не отменял. Постороннему никакая информация выдана не будет.
Кроме того, у пациента всегда есть возможность обратиться за консультацией в частный медцентр.
А вот чтобы лечь в стационар в Новинки, нужно еще постараться. Количество коек там ограничено. Нуждающихся же в таком лечении – гораздо больше. Так что прямо с порога дома человека туда не заберут. Помимо этого, ни один врач не хочет насильно закрывать своих пациентов в медучреждении. Если человеку рекомендуют лечь в больницу, значит ситуация, правда, печальная. Но это крайний случай.
Да и медицина у нас добровольная, а не принудительная. Всегда есть возможность написать письменный отказ. А если тебе нет 18 лет, то без согласия родителей с тобой не имеют права делать вообще ничего».
– Фразы «мне нужна помощь», «мне нужна ваша помощь и помощь специалиста» должны сработать. Я тоже мама, и всегда эти слова вызывают у меня живую реакцию. Я сразу включаюсь в диалог.
Если с родителями все очень сложно, быть может, стоит обратиться к другим родственникам. К кому-то старшему, с которым есть контакт, до кого можно достучаться и кому можно сказать: «Мне нужна помощь. Вот сейчас мне плохо, я ем, рыгаю и вообще ненавижу себя, не могу в зеркало смотреть». Это обязательно должен быть человек, которому ты доверяешь.
Иногда психологи принимают звонки от подростков, которые сами звонят и записываются на консультацию. Но мы не имеем права работать с ними без согласия родителей. Поэтому в каждом случае с подростком индивидуально обсуждается, что произошло, почему родителям нельзя сказать, почему родители не могут позвонить. И, узнавая семейную ситуацию, психолог дает совет, как можно разрешить конфликты дома, до кого необходимо донести информацию. Ни я, ни мои коллеги не откажут подростку с проблемами, не скажут: «Должны звонить родители, так что обращайся к ним.
Так что главное – обратиться за помощью к нужным людям.
– Важно помнить некоторые нюансы. Во-первых, многие фотографии в журналах, интернете – это вообще не про реальных людей. Там очень много фотошопа. Так что не всегда стоит принимать эти фото во внимание.
Во-вторых, мы просто не можем быть одинаковыми. У кого-то кость шире, у кого-то уже. Структура жировой прослойки у разных людей тоже отличается. И не очень высокий человек с плотным телосложением никогда не станет худощавым. Просто физически не сможет. Конечно, вес можно подкорректировать. Но все равно строение и костная часть не изменится. И важно это признать. Чем раньше это поймешь, тем проще будет дальше жить.
Важно адекватно смотреть на себя и отмечать: «Какое у меня строение тела? Какие у меня родители, какие у меня бабушки и дедушки (ведь генетику никто не отменял)? Какой у них вес, рост, телосложение? Какие у меня пищевые привычки?» И, как бы банально это не звучало, принимать себя.
Иногда комплексы возникают из-за чьих-то комментариев. На самом деле, когда кто-то в окружении (неважно кто – тренер, врач) говорит, что тебе надо меняться, – от этого человека надо уходить. Потому что это послание: «Ты мне не нравишься, ты не такой, как мне надо». И это уже ненормально.
Конечно, ситуации бывают разные. Но надо помнить: когда речь идет об изменениях ради здоровья, это одно. А когда у тебя нет серьезных степеней ожирения и проблем с весом как таковых, и человек не может обосновать, зачем тебе худеть, это очень странно. Я бы бежала от такого специалиста.
Вписаться в стандарты красоты практически невозможно, и это нормально. И нужно не столько игнорировать их, сколько полюбить себя. Найти какую-то свою изюминку, осознать неповторимость. Прислушаться к своему организму и своему телу. Только это поможет тебе быть здоровым (-ой) и жить в гармонии.
Позвони на горячую линию:
Или обратись по месту регистрации к участковому терапевту и психологу.
Сейчас читают:
Центры, дружественные подросткам
Тест: «Есть ли у меня расстройство пищевого поведения?»
Как распознать зависимость в вопросах и ответах
Теги: Психология Профилактика
Евгения Касперович
Студентка факультета журналистики БГУ.