Знаешь ли ты, что такое лудомания? За этим ни о чем, казалось бы, не говорящим словом кроется тяжелая, хроническая болезнь – зависимость от азартных игр.
У лудомании есть и другие названия: игромания, гемблинг-зависимость. Но суть от этого не меняется. По тяжести течения и последствиям болезнь сопоставима с наркоманией и алкоголизмом. Но в отличие от них, когда человек попадает в болезненную зависимость от внешних химических веществ, катализатор лудомании он носит в себе. Имя ему азарт. Так что игра, каким бы странным это ни казалось, бывает не только заразительной, но и заразной.
Лудомания не проявляет себя жаром, болью или физическим недомоганием. Но она прицельно и нещадно бьет по психике. Человек, которым овладело болезненное пристрастие к азартным играм, в буквальном смысле теряет контроль над собственной жизнью: он забывает есть, практически не спит, все мысли заняты только игрой, все желания сведены к стремлению быстрого обогащения. При этом он ни за что не согласится с тем, что болен. А отнимите у него возможность играть – и он будет испытывать психическую ломку сопоставимую с физической героиновой.
Поскольку лудомания – болезнь, она имеет четкие стадии развития.
Начало заболевания, как правило, ознаменовано выигрышами. Собственно, вкус легкой прибыли и цепляет человека на крючок: вместо того, чтобы остановится, он продолжает играть, повышает ставки и поначалу даже не расстраивается из-за мелких проигрышей.
Но с каждым разом ставки растут, а выигрыши наоборот случаются все реже. Желание отыграться во что бы то ни стало с шумом захлопывает ловушку. Далеко за ее пределами остаются учеба, родные, друзья… Весь мир для жертвы лудомании скукоживается до масштабов одной игры. Это вторая стадия болезни, из которой без помощи специалистов уже не выкарабкаться.
Следующая – третья – стадия болезни напрочь лишает игромана способности здраво мыслить. Игра становится самоцелью. Только ради нее еще хочется просыпаться по утрам. Но денег нет давно: проиграны собственные сбережения и то, что бралось в долг, под честное слово. И тогда потребность сделать ставку в надежде сорвать куш в прямом смысле толкает человека на преступление: он готов воровать, вымогать, мошенничать и даже убивать…
Больше нет веры в выигрыш, но и сил остановиться тоже нет. Глубокая депрессия и желание свести счеты с жизнью, тяжелые психические расстройства и полная социальная дезадаптация – вот она, реальность тяжелобольного игромана.
На первой стадии болезни помочь справиться с зависимостью потенциальной жертве азарта могут родные, друзья, просто неравнодушные люди. Главное, переключить внимание человека с игр на другие, безопасные для психики, интересы: совместные поездки, экскурсии, занятия по интересам, спорт. Важно полностью занять его время и внимание, исключить возможность даже наблюдать за чьей-то азартной игрой со стороны.
А вот на следующих этапах болезни без вмешательства квалифицированных специалистов уже не обойтись. Помощь в избавлении от патологического пристрастия оказывают психологи, врачи-психотерапевты, врачи-психиатры. Надо быть готовым к тому, что лечение будет масштабным и долгим. А выздоровление – всю жизнь. Потому что бывших игроманов, как и бывших наркоманов, алкоголиков, не бывает. Сорваться можно в любой момент, стоит лишь снова начать играть.
Вовремя распознать болезненную тягу к играм можно по конкретным признакам. Если вдруг ты обнаружишь у себя или близких тебе людей хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, поговори об этом с человеком (желательно взрослым), которому доверяешь. Вполне вероятно, так ты сможешь спасти себя или своего друга от неминуемой беды.
Итак, заподозрить лудоманию можно, если:
Валентина Мохор
Журналист