Екатерина Жигалкович
Александр Жигалкович, герой нашего интервью, рассказал о кропотливой работе кардиохирургом в Республиканском научно-практическом центре «Кардиология», в отделении которого выполняется более 500 операций в год.
Александр Станиславович, какие оперативные вмешательства вы выполняете в 1-м кардиохирургическом отделении?
— Раньше наш центр являлся научно-исследовательским институтом, основным направлением работы нашего отделения была сосудистая патология. Сейчас мы сотрудничаем с лабораторией хирургии сосудов. К нам направляют разных пациентов: с патологией брахиоцефальных артерий, магистральных сосудов и атеросклерозом. Бывает, что оперируем одновременно и сердце, и сосуды мозга. Частой болезнью наших пациентов, особенно женщин, является варикозное расширение вен. В отделении с этим справляются с помощью лазерной эндоваскулярной внутрисосудистой коагуляции.
Мы всё чаще используем методы эндоваскулярной и клапанной хирургии: у пациентов с высоким риском операции на открытом сердце устанавливаем протезы катетерным способом, в чем нам помогают рентгенэндоваскулярные хирурги.
С 2010-х годов применяем пластическую хирургию на клапанах сердца из небольших разрезов, методике которой я обучался в Лейпциге у профессора Фридриха Мора. Такая методика не требует от пациента постоянного приёма препаратов, что повышает качество жизни. В отделении выполняется пластика митрального клапана через небольшой разрез под молочной железой. Такие операции сложнее, но после них никто и не скажет, что человек перенёс операцию на сердце.
Расскажите о развитии катетерных методик эндопротезирования грудной и брюшной аорты…
— У пациентов пожилого возраста с рядом сопутствующих заболеваний часто развивается аневризма грудной аорты. Открытая операция при такой патологии сопровождается высокой летальностью. Как альтернатива, в расслоенную аорту через бедренные сосуды вводится катетер и закрывает место расслоения стенки аорты специальным стентом (каркасом), тем самым предотвращается её возможный разрыв.
Раньше пациенты с данным оперативным вмешательством могли месяц лежать в больнице, также возникали осложнения со стороны лёгких и спинного мозга. Благодаря альтернативной методике проведения операции пациент через два дня может выписаться из больницы. В нашей стране протезирование грудной аорты выполняется только в РНПЦ «Кардиология», а стентирование брюшной аорты проводится и в ряде регионов.
Каждый пятый пациент после 60 лет страдает мерцательной аритмией, что угрожает развитием инсульта. Как вы помогаете таким пациентам?
— Мы разработали и внедрили методику по лечению мерцательной аритмии на открытом сердце при ишемической болезни сердца и пороках сердца при помощи аблационных (миниинвазивных) технологий. При изолированной форме фибрилляции предсердий специальными устройствами через видеоскопическую технику снаружи сердца воздействуют на зоны, нарушающие ритм. Такие операции в республике проводятся только в нашем центре.
Есть ли кардиохирургические вмешательства, требующие специально разработанной стратегии?
— В кардиохирургии бывают ситуации, когда при замене аортального клапана у пациента через время возникает аневризма аорты, тогда необходима индивидуальная стратегия для конкретного пациента. Часто в таких случаях мы проводим операцию в команде с рентгенваскулярными хирургами, применяя гибридную технологию, когда используются принципиально разные методики одновременно. Раньше подобная операция могла длиться до 12 часов, сейчас – до 2.
Что вы можете посоветовать нашим читателям в качестве профилактических мероприятий для сохранения здоровья сердца?
— Большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы можно отсрочить, а то и вовсе предотвратить. Это достижимо путём устранения управляемых факторов риска: курения, неправильного питания, низкой физической активности и злоупотребления алкоголем.
Фото автора
В тему
Почему доктора могут собой гордиться? (видео)
Я фармацевт: секреты профессии
Секреты из ординаторской: будущие медики делятся впечатлениями о первом практическом опыте