Лёше двадцать один год, он живёт в Польше. Практикует кулинарное мастерство в разных уголках мира и не представляет свою жизнь без сноубординга, скейтбординга и маунтибайка. Мечтает открыть бар и никогда не устаёт пробовать что-то новое. TeenAge.by узнал у Алексея, как сбываются мечты.
– В конце девятого класса я мечтал о карьере дизайнера, но буквально за месяц всё изменилось. Я твёрдо решил, что по окончании обучения поеду учиться за границу.
С десятого по одинадцатый класс я посещал курсы УПК (учебно-производственный комбинат, обеспечивающий старшеклассников начальной профессиональной трудовой подготовкой) по специальности «Повар» у Людмилы Викторовны, моей любимой учительницы. Курсы были суперскими, благодаря им я освоил базу кулинарии.
Моя практика началась с работы в ресторанах, в один из которых мне помогла устроиться Людмила Викторовна. В общей сложности в Минске удалось поработать в двух заведениях. В одиннадцатом классе мне посчастливилось трудиться плечом к плечу с шефом гильдии шеф-поваров Беларуси Александром Чикилевским. Было мегакруто! Я спросил у него, на правильном ли я пути. Шеф одобрил мой выбор и посоветовал кулинарную школу в Польше.
С университетом я определился в конце одиннадцатого класса. Большое влияние на выбор будущей профессии оказал папа. Он говорил, что в мире есть две профессии, чтобы быть по жизни с хлебом: либо агроном, либо повар. В его мечтах я должен был пойти по его стопам и стать агрономом. Но ни химия, ни биология не входили в список моих любимых предметов. Оказалась, что мне ближе повар. Мой дядя в моём возрасте стартовал с Макдональдса, а теперь он шеф-бармен. К слову, он открыл сеть заведений в Минске и Украине.
К сожалению, высшего образования в кулинарной сфере у нас нет. В Беларуси только два колледжа, где есть специальность «повар»: профессионально-технический колледж кулинарии в Минске и ещё один в Гомеле.
В итоге выбирал между Россией и Польшей. В Москве были подходящие курсы, планировал начать с них, а позже попрактиковаться на кухне, так как там достаточное количество хороших ресторанов. Но потом нашёл университет в Польше. Хоть обучение стоило немалых денег, перевесила возможность ездить на практику в Европу.
Так в 2016 году я стал учащимся Высшей школы отельного и ресторанного бизнеса по специальности «Гастрономия» (туда были включены поварство, хаускипинг, барменство). Стоимость обучения — 2600 евро в год. Этот университет считается одним из самых дорогих в Польше. На тот момент я не знал, что есть и другие, предлагающие такую же специальность. Но ни капли не жалею, что поступил именно туда.
Честно признаться, на Родине я бываю редко. Раз в полгода приезжаю навестить родных, сильно скучаю по ним. Связь поддерживаем через мессенджеры, созваниваемся примерно раз в неделю. Всё время практикуюсь где-то в Европе, поэтому особо времени нет. В Польшу ко мне иногда приезжают мама с сестрой. С папой ситуация сложнее, он живёт в России, поэтому я не видел его уже около года.
В Польше я очень быстро адаптировался — живу тут, не считая практики в других странах, уже около года. Сейчас учусь на третьем курсе. Польский язык лёгкий, похож на белорусский. С первых дней не испытывал дискомфорта в общении с иностранцами. На французском я говорю свободно, а когда был в Испании, немного подучил испанский. Английским языком ранее не владел, но в Люксембурге жил с ирландцами, и как-то само собой получилось его выучить. Не вижу преград для общения — в этом плане, на удивление, здесь всё гладко.
У меня есть парочка друзей-поляков, даже не из университета — с ними меня, можно сказать, свела жизнь. Например, парень, который развивает экстремальные виды спорта (скейтпарки, катание на bmx). Познакомился с ним на первом курсе, и до сих пор поддерживаем связь. Ещё одна знакомая продаёт товары для скейтбординга, лыжного спорта.
Не знаю, кто придумал, что женщины — хранительницы очага и должны сидеть дома, смотреть за детьми и готовить, а мужчина обязан быть добытчиком. Нет, все на равных. Есть девушки, которые умопомрачительно готовят, есть те, что готовить не умеют. Такая же ситуация и у мужчин. Я не расстроился бы, если бы моя девушка не умела готовить. Не вижу в этом проблемы. Это не тот критерий, по которому я буду выбирать себе спутницу жизни.
За три года я успел поработать во Франции, Испании, на острове Пальма-де-Мальорка и в Люксембурге. Я не нашёл себе страну-любимчика. Куда бы я ни ехал, восхищаюсь всем. Цепляет не страна в целом, а какие-то определенные места. Для работы я стараюсь выбирать маленькие городки.
В свободное время я частенько путешествую. Когда я был на практике в Люксембурге, в выходные успел посетить больше всего стран. Это такая точка, откуда удобно добираться в любое место.
Пальма-де-Мальорка – остров-вечеринка, которая длится всё лето. Не сказал бы, что это место для меня, но природа там потрясающая. Во Франции меня впечатлили горы. Люксембург запомнился архитектурой. А ещё в воздухе пахнет деньгами. Я назвал бы этот город пафосным и дорогим, но в то же время он доступный.
Сейчас я во Франции. Тут есть три знаменитых курорта: Куршевель, Мерибель и Валь Торанс. Куршевель расположен на высоте 1800 м над уровнем моря, а Мерибель — 1400 м. Я живу в Валь Торанс — самой высокой курортной точке в 2300 м, но могу добраться и до точки в 3600 м. Работаю в баре, это моя пятая по счёту практика. Весной-летом не собираюсь практиковаться. Свои планы после окончания университета пока держу в тайне: хочу, чтобы всё получилось.
Если говорить о постоянном месте жительства, определённо хочу жить в горах. Там я всегда в прекрасном расположении духа. Неважно, какие это горы: Альпы, Пиренеи, Татры, Канадские горы или горы Калифорнии. Пусть не сейчас, но на старости лет непременно переберусь туда.
Три года пролетели как один день, но это событие я не забуду никогда — мое пешее путешествие в Нидерланды.
Прошлой зимой мы с другом отправились из Люксембурга в Бельгию, в Брюгге, это почти 13 километров от Северного моря. Город-сказка. Точка на карте, которую стоит посетить хоть раз в жизни, потому что никакие фотографии не передадут атмосферы. На ночь глядя мы поехали к морю. Я в жизни не видел такого моря! Когда мы добрались, начался отлив и мы смогли пройтись по дну моря. А позже посчастливилось увидеть и прилив. Из Брюгге мы поехали в Кнок. До Нидерландов оставалось 5 км, и мы решили отправиться туда пешком. Никогда не забуду, как ночью во время отлива я и мой товарищ шли до Нидерландов по дну моря. Это было нечто сумасшедшее.
Во время практик я приобрёл новые знакомства и знания. Да хоть те же навыки нарезания. Банальный пример: вспоминаю себя в 10 классе, когда я старался быстро работать ножом, но у меня не получалось. Спустя три года и множество порезов пальцев, продукты нарезаю быстро и ровно, даже не глядя на них.
Сейчас я работаю на кухне, но пробовал себя в сервисе, хаускипинге. Трудился в барах, ресторанах и отелях. Не работал только на ресепшене, а так попробовал все.
На данный момент, поколесив по миру, понимаю, что поваром всю жизнь работать не буду. Это адская профессия, очень тяжёлый физический труд, да и не совсем то, чего я хочу. В будущем вижу себя в роли ресторатора, менеджера.
В ближайшие десять лет хочу раскрутить себя, начать свой проект. Подумываю открыть бар. Это атмосферно и весело. К тому же, самая быстрая и высокая окупаемость. Для сравнения, у бара 2-3 года, у ресторана — 5-6 лет. И это при хороших обстоятельствах, если есть клиенты. Отель может никогда не достичь самоокупаемости. Ресторан — более взрослая игра, серьезный бизнес, а бар — это интересно.
Планирую работать во многих ресторанах, ведь чтобы иметь больше опыта, надо чаще менять обстановку. Когда ты приходишь в новый ресторан, буквально за месяц понимаешь его концепцию, как он устроен и как работает, а дальше всё становится на автопилот, и это наскучивает. Честно признаться, не представляю себя на постоянном месте работы после окончания университета. Только 6 месяцев или год, как прописано по контракту. Каждые полгода надо искать новое заведение: это и опыт, и навыки. Ты кого-то учишь, тебя чему-то учат.
Если выбрать место на кухне, я бы попросился на какой-то горячий цех, где готовят мясо. Я знаю, как делать заготовки для основных блюд, как всё это подавать, закуски тоже отлично готовлю. Ни за что не пошёл бы на кондитерку, хоть и люблю выпечку — когда приезжаю домой, готовлю торты, печеньки. На кухне открывается абсолютно иной мир кулинарии, очень сложный, сравнимый с точной наукой. Где-то ты можешь делать всё на глаз, но кондитерском деле должно быть минимальное отклонение от принятых норм. Я люблю точность, но пока что для меня кондитерская – какая-то непостижимая наука, как физика, химия или биология. Она меня немного пугает.
Сложно определиться, какая кухня для меня самая любимая. Мне нравятся блюда французской кухни — это база мировой кулинарии. К тому же я люблю (у меня это от папы) острое, перчёное, и мне симпатична в этом плане мексиканская кухня. Я обожаю во всё добавлять перец чили, лайм, мяту — яркие, острые вкусы. Это то, от чего у меня текут слюнки. Французско-мексиканская кухня — вот, что мне по душе.
Я сладкоежка, готов попробовать любую сладость. Не могу назвать любимое блюдо, потому что постоянно открываю новые вкусы. Никогда не забуду, как на последней летней практике в Люксембурге впервые попробовал сырые мидии и сырых устриц, ведь так их и едят.
Шеф поехал на рынок и купил свежих мидий, они были ещё живые. Упаковав их в пакет со льдом, привёз на кухню. Чтобы проверить их свежесть, он открыл панцирь и попробовал. До этого я знал, что в пищу употребляют сырые устрицы, но мидии были чем-то новеньким. Он открывает мидию и просто глотает, некоторые члены команды почувствовали отвращение. Мне стало интересно, и я рискнул попробовать деликатес. Честно сказать, понравилось, я никогда не забуду этот вкус. Мидии я, кстати, пробовал в трёх видах: сырые, то есть, грубо говоря, живые, полуготовые и готовые. Это реально три разных вкуса, хотелось бы полакомиться таким деликатесом снова.
По моим наблюдениям, 90% поваров не любят свою профессию. Но в то же время я сталкивался с поварами, которые выкладываются на работе по полной.
На мой взгляд, существуют три составляющих хорошего повара — организация, мотивация, ответственность. Главное качество, которое требуются профессиональному повару — организация работы. Тогда у тебя появляется желание трудиться. Когда повар горит своим делом, это вдохновляет ещё больше.
Мне, возможно, помогает то, как я отношусь к любой работе. В ресторанном бизнесе ответственность ценится. Например, после практики в Люксембурге мне предложили контракт и готовы были всячески содействовать переезду.
С утверждением, что лучшие повара – мужчины, я согласен наполовину. Мне удалось поработать с одной женщиной-шефом, которая фору даст любому мужчине, ни чуть им не уступает. Она знает много рецептов и прекрасно готовит блюда разной сложности, к тому же организованна и ответственна.
Но есть один нюанс: женщины — всё же женщины. Иногда у них бывают такие дни, когда они раздражаются по пустякам и сервису приходится нелегко. У мужчин таких заморочек нет. Представители мужского пола не то что лучшие повара, просто с мужчинами легче найти общий язык и работать.
Мой совет тем, кто планирует уезжать за границу: не бояться и ехать. Не слушать людей, которые будут отговаривать, потому что таких со временем становится больше. Меня самого отговаривали родные. Когда я сказал, что планирую уехать в Польшу, они сказали, мол, у тебя ничего не получится, оставайся дома. Но я поехал...
Если ты чувствуешь, что твоё сердце ведёт тебя, дерзай. Если хочешь остаться, что-то сделать, открыть, пробуй. Главное — прислушиваться к своему сердцу. Ни об одном своём решении я не жалею.
Фото из коллекции Алексея
Все новости, статьи, события с тегом "Мотивация", "Деньги", "Учеба", "Профориентация"
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, ОК и будь в курсе свежих новостей!
Анастасия Юркевич
Студентка факультета журналистики БГУ