Школьная система Швеции демократичная до безобразия. Ученики сильно не напрягаются до тех пор, пока не решат пойти в старшую школу. Оценок вплоть до 6 класса нет, домашка – редкость, наказывать или унижать ученика запрещено и все делается для того, чтобы в школе дети испытывали минимальные стрессовые нагрузки.
Казалось бы, круто. Но что на выходе? Ученики, которые в старших классах не знают даже таблицу умножения! В общем, интересная, на первый взгляд, страна. Но не спешите надевать розовые очки.
Как и в большинстве стран, обучение детей в Швеции начинается с похода в детский сад. В этой стране уже с 1,5-2 лет можно отдавать кроху на социализацию к другим деткам. Группы в детских садах небольшие, всего 5-10 человек, так что без внимания не останется никто.
Сообразно возрасту малышей им подбирают занятия. Здесь и игры, и экскурсии, и прогулки по паркам. Причем уже с детского сада детей приучают к равному отношению всех ко всем, подчеркивая равность возможностей и реализации себя вне зависимости от пола.
В шесть лет воспитанники детских садов могут, по желанию, разнообразить свои занятия знакомством с грамотой, азами математики, природоведения в подготовительном классе.
Не сидят дома и те детки, которые имеют отклонения в развитии. Они, как и все, могут посещать детское дошкольное учреждение, но при них обязательно должен находиться ассистент дошкольного педагога.
Дошкольное образование в Швеции – это единственная ступень, на которой родителям приходится платить за обучение их детей. Но суммы не так велики и абсолютно подъемны.
Закончить 9 классов школы должен каждый ребенок в Швеции без исключения, так как это является национальной обязанностью. Получение среднего образования является бесплатным и оплачивается государством.
Как правило, в школу детки идут с 7 лет, но по желанию родителей могут и в 6 лет.
Среднее образование можно получить в государственной, частной или альтернативной школе. Предпочтение в основном отдается государственным школам, так как качество образования в них ничуть не хуже получаемого в частных учебных заведениях. Особый интерес вызывают альтернативные школы, в которых обучение строится на базе определенной педагогической теории (например, на основе религиозных традиций либо Монтессори).
Система школьного образования Швеции делится на три обязательных этапа:
На начальной ступени обучение проходит в игровой форме по следующим предметам: шведский язык, математика, природоведение, обществоведение, домоводство. Причем занятия по домоводству проходят совместно для мальчиков и девочек, в Швеции не разделяют мужские и женские обязанности. В этой стране вполне естественно, если мужчина готовит, убирает, моет посуду и присматривает за детьми.
В третьем классе к этому списку предметов присоединяется английский язык. А также физкультура – игры на свежем воздухе, прогулки, походы.
За отдельную плату, которая зависит от уровня дохода семьи, дети 6-13 лет могут посещать группу продленного дня. Там они могут заниматься творчеством (декор, рукоделие, рисование), посещать развивающие и игровые занятия.
Заметное усиление учебной нагрузки наблюдается с 6-7 класса. Увеличивается и уровень требований, и объем домашних заданий, и возможности для самостоятельного выбора предметов для изучения. Обучение в 7-9 классе происходит в соответствии с выбранной специализацией. Выбор предметов и альтернативных курсов, которые могут понадобиться в будущем, ученики определяют самостоятельно.
По окончании 3, 6 и 8 классов, ученики шведских школ сдают обязательное тестирование по некоторым предметам. Правда, в этой стране оно проводится не с целью оценки знаний учеников (экзаменов здесь не бывает в принципе), а, скорее, как средство оценки качества образования страны.
Примечательная особенность получения среднего образования в Швеции – отсутствие оценок вплоть до 6 класса. По мнению шведов, их выставление ведет к стрессовым ситуациям для детей и препятствует индивидуальному развитию учеников, усиливает конкуренцию между одноклассниками.
Для себя шведы избрали шестибалльную систему оценок, которая имеет буквенное выражение, от А до F:
A – отлично;
B – очень хорошо;
C – хорошо;
D – удовлетворительно;
E – адекватно;
F – непроходной балл.
Таким образом, до шестого класса родители могут судить об успехах своих детей только по результатам встреч с учителями. Кстати, на второй год в Швеции детей тоже не оставляют.
По окончании учебной недели каждый ученик обязательно должен сдать письменный отчет, в котором необходимо отразить все успехи, достигнутые результаты и полученные знания.
Учебный год делится на два семестра: осенний и весенний.
После окончания 9 классов средней школы перед учащимися встает выбор: либо продолжать обучение в гимназии, либо идти работать. Подавляющее большинство шведских подростков (76%) выбирает второе.
В гимназии на выбор учащихся предоставляется 26 программ обучения, которые разделены на три направления:
Изучение предметов в гимназии происходит по разным уровням сложности в зависимости от того, какие из них в дальнейшем понадобятся при поступлении в вуз. Например, физику можно изучать на двух уровнях сложности, математику – на пяти, а английский язык – на семи. Соответственно увеличению уровня сложности увеличивается количество учебных часов, которые учащийся затрачивает в неделю на изучение предмета.
При поступлении в вуз обязательно наличие отметки в аттестате о том, что различные предметы успешно освоены на определенном уровне.
В Швеции высшее образование можно получить либо в университетском колледже (их 44 в этой стране), либо в университете (их всего 11). При поступлении никаких экзаменов сдавать не нужно, зачисление происходит на основании конкурса аттестатов.
Обучение происходит в виде лекционных, лабораторных и практических занятий. Оценка успеваемости студентов происходит по трем баллам: незачет, зачет, зачет с отличием.
Высшее образование в Швеции состоит из трех стадий.
1. Первая преддипломная стадия:
Анна Коледа