Школьный психолог. Об особенностях и стереотипах в работе

119
0
2022-09-08
Ксения Демиденко

Часто перед первым сентября у ребенка начинается паника. Снизить уровень стресса поможет психолог. Ирина Евгеньевна Василевская следит за ментальным здоровьем учащихся столичной школы №20. Мы побеседовали и узнали об актуальности профессии, стереотипах в работе и получили советы, как легко начать учебный год.
 

Ирина Евгеньевна, какой ваш трудовой стаж?

– Я работаю педагогом-психологом в школе уже 4 года.

В чем миссия школьного психолога, на ваш взгляд?

– В мои обязанности входит работа с детским ментальным здоровьем. Дабы на протяжении всего учебного процесса они чувствовали себя комфортно в учреждении образования и вне его стен.

Какую пользу приносит школьный психолог?

– У каждого свой ответ на этот вопрос. Если ребенок не может адаптироваться сам, то должна быть какая-то помощь от человека, которому он может доверять. Лично для меня психолог является мостиком между учеником, родителями, преподавателем и школой. Он – куратор, который объясняет малышу то, что тот не может понять в силу своего возраста. Это важно.

Почему вы выбрали эту деятельность?

– Мне нравится помогать людям. Еще в школе поняла, чем буду заниматься. Даже без образования у меня была возможность помочь некоторым людям из своего окружения психологически. Уже тогда я видела: получается. 

Каким представляют школьного психолога люди?

– По-разному. Есть те, кто понимают важность профессии, а есть и такие, которые считают существование этих специалистов ненужным. Однако хотелось бы отметить, что каждый имеет право на свое мнение. 

Какие стереотипы связаны с психологией?

– Есть ошибочное суждение, что психолог обязан помочь. Это не так. Он не решает проблему, а помогает человеку справиться с ней самостоятельно. На это нужно время, силы, возможности. Бывают случаи, когда в силу большой занятости я не могу чисто физически дать необходимое количество внимания учащемуся. Тогда я рекомендую родителям обратиться к другому специалисту, который в достаточной мере будет работать с ребенком. Часто из школьного психолога делают карательную систему: «Не будешь делать что-то, отправим к нему, он тебя накажет». Ученику в такой ситуации становится страшно.

Можно ли в наше время работать психологом без образования?

– Я считаю, что нет. Психология – обширный наука с большим количеством направлений. И для любого из них нужно образование. 

Часто ли дети обращаются за помощью?

– Конечно. Двери моего кабинета всегда открыты. Я была приятно удивлена, когда ко мне начали приходить ученики. Они шли по своему желанию и не боялись. 
 

Кто может посещать школьного психолога, кроме учащихся?

– Ко мне обращаются педагоги, родители, персонал. Работаю со всей образовательной системой. У меня нет каких-то особых исключений, я готова помочь всем.

Как находите контакт с детьми?

– Я вижу и слышу, что хочет рассказать ребенок. Тут главное – вникнуть в суть. К любому ученику нужно найти подход. Многое зависит от возраста, поэтому все должно быть индивидуально. Контакт может не наладиться с первого раза.

Приходится ли вам, как педагогу-психологу, слышать слова благодарности в свой адрес?

– Да. Чаще от школьников. Если ребенок ко мне пришел с настроением «минус», а ушел с «плюсом», меня это радует. Мне достаточно увидеть положительный результат, а когда потом подходят и говорят «спасибо», мне вдвойне приятно. Это значит: не зря работаю. 

Какие есть минусы в профессии?

– Лично для меня как таковых недостатков нет. Есть определенные моменты, с которыми можно жить и работать. Некоторые люди негативно относятся к этой деятельности. Иногда не получается достучаться до человека. Бумажная работа отнимает львиную часть времени, которое я могла бы потратить на ребят. Но это нужно просто принять. 

Какие плюсы? Что нравится?

– Это интересно. Мне приносит большое удовольствие именно общение с людьми. Нравится смотреть на мир их глазами, ощущать себя нужной обществу. Я понимаю, что тут мое место.

Ирина Евгеньевна, какие советы можете дать детям и подросткам, которые в сентябре окажутся в школе?

– Возможно, будет нелегко. Труднее всего придется первоклассникам. У них начнется период адаптации. Он может длиться вплоть до года. Родители должны быть готовы к этому. Надо понимать, что у ребенка все сразу не получится. Остальным учащимся рекомендую просто принять неизбежное. Не впадать в уныние и запрограммировать себя на хорошее. Везде есть плюсы.

А что делать тем, кто пришел в незнакомый коллектив?

– Нужно быть готовым к тому, что будут присматриваться. Чтобы знакомство с новыми людьми прошло комфортно, советую вот что:

• не стесняться и не бояться;
• быть собой;
• верить в себя и не скатываться в негатив;
• быть дружелюбным.


Что можете посоветовать мамам и папам первоклассников? 

– На плечи родителей возлагается колоссальная работа с ребенком, которая должна подготовить его к школе. Свой вклад в адаптацию также вношу я и классный руководитель. 

Мой список рекомендаций:

•    Объясните первокласснику, что в школе будет больше правил и ответственности, чем в садике.
•    Соблюдайте правильный режим дня.
•    Уважайте мнение и авторитет учителя.
•    Обязательно провожайте ребенка в школу.
•    Любите и поддерживайте ваше чадо просто за то, что оно есть.
Комментарии