Корреспондентка TeenAge.by побывала на встрече с американскими астронавтами в Национальной академии наук Беларуси. Они посетили нашу страну в качестве участников ХХХI Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов.
Какие исследования проводятся в лабораториях NASA, правильно ли употреблять термин «космический турист» и действительно ли работа в космосе негативно влияет на организм астронавтов? Гости из США ответили на эти и многие другие вопросы, а также развенчали некоторые космические мифы.
Сфера моих научных интересов – исследование жизнедеятельности микробов в условиях вакуума и невесомости, строение скафандра и изучение геномов. Космическая лаборатория, в которой я работаю, обеспечивает возможность проводить эксперименты без влияния гравитации. Например, мы изучаем процесс горения. В этом случае видим не пламя, а сферу. Интересны и исследования в области трансформации жидкостей, физики мелких частиц: как открытый космос влияет на различные материалы. Их результаты позволяют совершенствовать материалы, из которых строятся спутники, конструируются международные космические станции и создаются скафандры.
Отдельная область изучения – модификация клеток. Мы создаем искусственные клетки, которые могут вызывать рак, также работаем с тончайшими срезами биологических тканей человека. Например, изучаем влияние космической радиации на клетки печени, костей.
Эксперименты, которые проводятся в космосе, связаны с большим риском, рассуждает Кэтлин. Ведь на их подготовку тратится много времени и денег (порядка 100 тысяч долларов на каждый), а результаты и условия не всегда возможно воссоздать на Земле. Да и малое количество примеров, материалов может стать причиной статистической ошибки, ведь в одном из случаев результаты могут быть положительными, а в другом – совершенно противоположными. Поэтому сейчас в NASA разрабатывают программы по доставке на МКС и в лаборатории как можно большего количества образцов клеток и тканей для изучения в условиях невесомости.
Когда мне было 13, врачи сказали: у тебя плохое зрение, ты должен носить очки, поэтому никогда не сможешь, как твой отец, стать астронавтом NASA. Именно в тот день я решил, что обязательно полечу в космос, для этого создам частную фирму. Конечно, было нелегко. Целых 30 лет я создавал различные компании, зарабатывал созданием компьютерных игр и веб-дизайном. 20 лет назад частный полет человека в космос стал возможен, а 10 лет назад я сам на корабле «Союз» полетел на Международную космическую станцию.
Таких людей, как я, часто называют космическими туристами, но лично мне этот термин кажется не совсем корректным, ведь для того, чтобы отправить 7 человек в космос, я очень много работал, создавал фирмы, коммерческие структуры, изучал саму сферу. В принципе, продолжаю работать в этом направлении и сейчас. Кстати, я создал приложение, которым пользуются и в NASA. С его помощью астронавты отмечают места на Земле, которые они хотели бы сфотографировать из космоса.
Как отметил Ричард, все, кто находится в космосе, получают просто непередаваемое удовольствие и от ощущения невесомости, чувства полета, и от невероятных видов из иллюминаторов. Поэтому даже те, кто проводит на МКС по полгода, говорят, что полет был недостаточно долгим, большинство хотело бы проводить в космосе как можно больше времени. Полет дает ощущение хрупкости Земли, меняет отношение ко времени и расстоянию. Ричард считает, что по мере того, как достаток населения будет расти, частные полеты в космос станут не такой уж редкостью.
Один из моих главных научных интересов – то, как человеческое тело приспосабливается к полетам в космос, а именно, как микроатмосфера влияет на клетки разных тканей. Когда космическая медицина только зарождалась, основной акцент делался на краткосрочный эффект влияния космоса и посадке, сейчас же мы изучаем адаптацию организма к космосу в более длительные периоды пребывания на МКС. Моя работа заключается в изучении и снижении рисков, которым подвергается человек, когда находится в космосе долгое время. Это, например, влияние на скелет: мы проводили эксперименты на людях и мышах. Со временем эксперименты становятся более точными, изучаем изменения на уровне геномов.
Один из главных способов предотвратить атрофирование мышц в космосе – физические упражнения, рассказал Ричард. Это требует доставки на борт специального оборудования. Но тренажеры не совсем практичны и не подходят, например, для полета на Марс. Поэтому сейчас активно разрабатываются медикаментозные средства, которые помогут уменьшить влияние микрогравитации. Еще один важный аспект – защита организма астронавта от космической радиации, поиск новых средств, кроме тех физических, что используются сейчас. Пока еще не было случаев проведения серьезных операций на МКС, но в будущем планируется разработка специальных роботов-хирургов, способных выполнить, например, удаление аппендикса во время полета на Марс.
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК и будь в курсе свежих новостей!
Марина Веселуха