За последние 20 лет в Беларуси число болеющих сахарным диабетом увеличилось в 3 раза. Можем ли мы себя застраховать от этой болезни? Как живут ребята, у которых сахарный диабет? TeenAge.by рассказывает реальные истории подростков.
Сахарный диабет – это хроническое прогрессирующее заболевание, которое развивается вследствие абсолютной или относительной недостаточности гормона поджелудочной железы инсулина. Он необходим, чтобы доносить до клеток организма глюкозу, которая поступает в кровь после переваривания пищи и обеспечивает энергией.
Существует четыре типа заболевания: сахарный диабет 1-го и 2-го типа, специфические типы и гестационный (состояние, при котором повышение уровня глюкозы в крови впервые выявлено во время беременности; как правило, уровень глюкозы быстро нормализуется после родов). Наиболее распространены первые два типа.
Данный тип диабета является аутоиммунным заболеванием (то есть в организме вырабатываются так называемые аутоиммунные антитела, которые нарушают работу или разрушают здоровые клетки организма, в случае сахарного диабета – клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин) и характерен для детей и лиц молодого возраста.
Диагностируется преимущественно у пациентов старше 50 лет и представляет собой самый распространенный тип сахарного диабета.
К сожалению, никто из нас не застрахован от этой болезни. Но так думают не все. Многие считают, что диабет – исключительно болезнь сладкоежек или что у большинства диабетиков обязательно должна быть генетическая предрасположенность. На самом деле это довольно распространенное заболевание (заболевшие необязательно злоупотребляли сладким). Существует много причин диабета, и заболеть «сладкой болезнью» можно даже из-за сильного стресса. Сладко ли живется ребятам, у которых сахарный диабет?
Когда поставили диагноз «сахарный диабет», мне было 2 года. Сам я этого, конечно, не помню. Но родители рассказывали, что я стал часто ходить в туалет, было общее недомогание. Испугавшись, что у меня проблемы с почками, родители вызвали скорую помощь. Врачи измерили сахар, у меня показатель был 30 (в норме от 3,3 до 5,5. – Прим. ред.), дальше меня везли с мигалками в реанимацию. Диагноз ставится однажды и на всю жизнь. Мои родители были в шоке. В больнице мою маму напугали врачи, а санитарка сказала: «Вашей обычной жизни конец». Мама плакала и не хотела верить, оттого пыталась перебрать все методы и вылечить невозможное. Стала возить меня по гадалкам, пока не смирилась и не поняла, что я самый обычный ребенок. Мы с семьей долго думали, что могло стать причиной болезни. Предполагали, что по наследству от бабушки, но у нее был второй тип, а у меня первый. Так что остается гадать.
Мое детство было самым обычным, как у всех. В 2 года пошел в детский сад и буквально через два месяца заболел. Так как детям с диабетом нужен постоянный контроль и нельзя болеть вирусными заболеваниями, то в детский сад я больше не ходил. К тому же с диабетом очень много забот: измерять уровень сахара в крови, считать хлебные единицы в еде, колоть инсулин. Сам я этого делать не мог, воспитательница за такое тоже бы не взялась. Поэтому все детсадовское время я провел дома. Мне пришлось учиться не только писать и считать, но и как жить с диабетом.
Уже в 6 лет я все мог делать сам. Учительницу в школе родители предупредили о моей болезни. Она напоминала мне вовремя измерить сахар или сделать укол, следила за моим состоянием и чтобы я не ел много сладкого. Кстати, очень многим диабетикам в детстве родители запрещают есть сладкое, говорят: «Тебе нельзя, у тебя диабет». Так они сами относят своего ребенка к категории «особенных». К тому же запретный плод всегда сладок.
Мои родители поступили по-иному. Они не покупали мне сладкое и разные напитки, говоря, что это вредно всем, что нужно питаться правильно и выбирать полезные продукты. Поэтому я не чувствовал себя каким-то особенным из-за того, что не ел много конфет. Помню только один момент, когда мне дали первые карманные деньги, я зашел в магазин и купил себе спрайт. По дороге домой весь его выпил. Внутри было какое-то счастливое чувство, но в то же время мурашки по коже: я сделал что-то запретное.
Самое страшное при диабете – если с собой нет денег или сладкого.
Бывают случаи, когда сахар сильно понижается. В этот момент необходимо срочно съесть что-нибудь сладкое или выпить сок. Бывало, я сижу и чувствую, что у меня сахар падает, достаю и кладу в рот конфету, а мой друг сразу: «Тебе же нельзя». Многие думают, что нам сахар противопоказан, а он, наоборот, иногда жизненно необходим. Помню, когда я был в шестом классе, у меня не было с собой ни денег, ни сладкого и мне стало очень плохо в школе. Тогда я был очень стеснительным и ни у кого ничего не попросил. Я даже не помню, как дошел домой. Бегать при низком сахаре нельзя, потому что упадет еще сильнее. А добраться до сладкого нужно как можно скорее.
Раньше о диабете мало что знали, и я очень сочувствую диабетикам тогдашнего времени. Я болею уже 15 лет и могу сказать, что сейчас есть все условия для жизни с диабетом. Однако до сих пор остается много платных услуг. Но главное, что прогресс есть. Появляется больше инсулинов, которые раньше можно было купить только за границей. Регистрируются либры и помпы. То есть на сегодняшний день можно проверять свой сахар каждую минуту, при этом не нужно прокалывать палец глюкометром.
Я никогда не стеснялся своего диагноза. Наоборот, в детстве всем подряд о нем рассказывал. Потом мама мне сказала: «Леша, необязательно это говорить всем». Помню, сначала я боялся колоть инсулин и мерить уровень глюкозы при людях. Сейчас мне все равно, я могу делать это даже в метро.
Диабет мне помог найти себя. Кто знает, может, если бы не он, я бы только и сидел за компьютером. Благодаря своей болезни я стал заниматься спортом, чтобы понижать сахар, гонять кровь. Многие диабетики 1-го типа занимаются спортом. У меня сначала была акробатика, потом танцы – это был ужас (смеется), а потом я стал заниматься плаванием. Занимаюсь до сих пор, профессионально, кстати. Сын моего тренера тоже диабетик, поэтому он как никто другой понимал меня и мои стремления.
Да. У некоторых бывают такие смешные представления о болезни. Например, люди думают, что диабет передается через кровь, а кто-то даже думал, что через слюну. Но самое интересное, что у подростков есть желание узнавать подробней о болезни, а вот некоторые взрослые люди, ничего не зная об этой болезни, относятся к диабетикам как к недоразвитым инвалидам.
Я заболела диабетом в 12 лет и узнала об этом совершенно случайно.
Когда я собиралась ехать в санаторий, мне нужно было сделать справку, и я сдала необходимые анализы. Биохимический анализ крови показал повышенный уровень глюкозы. Я пересдала анализ, результат был таким же. Дальше – больница. Тип диабета мне до сих пор не установили, поэтому я ежедневно пью таблетки, а не колю инсулин. Я спокойно отнеслась к тому, что заболела диабетом. Родители объяснили мне, что это не страшно. До этого момента я ничего не знала об этой болезни. Были ассоциации, что такие люди просто кушали много сахара. Своим друзьям я сначала не хотела ничего говорить, но потом, когда уже из Бреста нужно было ехать в больницу в Минск, я не стала скрывать и рассказала. Никто от меня не отвернулся, наоборот, поддерживали меня и в шутку называли «сладкая».
Я знаю, что моим родителям было нелегко в период, когда я только заболела. Ведь 12 лет я была здоровой, а тут на тебе. К тому же я всегда любила сладкое, а оно совсем не друг диабета. Первое время было сложно привыкнуть к новому образу жизни, соблюдать диету. Меня в этом плане контролировали родители. Со временем я научилась жить с диабетом, сейчас он никак не мешает моей жизни. До того как заболела, я занималась танцами, сейчас тоже занимаюсь. Если говорить про питание, то рацион диабетика такой же, как и любого человека, который элементарно хочет быть здоров и красив. Я не стесняюсь своей болезни и рассказываю о ней знакомым. Многие даже не имеют представления, пугаются, очень много расспрашивают.
Я заболела сахарным диабетом в 7 лет. Оказалась в коме и попала в реанимацию. Моя мама была рядом и постоянно плакала. Потом, когда я пришла в себя, врачи поставили диагноз, объяснили суть болезни, мама успокоилась, и мы вместе стали учиться жить с диабетом. Надо сказать, что он не мешал мне жить, я никогда не чувствовала себя особенной и совсем не стеснялась своей болезни. Я вообще считаю, что диабет меня дисциплинирует, я раньше стала самостоятельной, чем мои сверстники. Привыкла следить за собой и своим здоровьем. У меня была мотивация заниматься спортом, чтобы таким образом понижать сахар. Я с детства увлекаюсь танцами, но профессионально заниматься мне запретили врачи, однако я не расстроилась и продолжила заниматься для себя. Сейчас мне 17 лет, я веду здоровый образ жизни. Знаю, что алкоголь диабетикам противопоказан, поэтому думаю, что я его даже вряд ли когда-нибудь попробую.
С диабетом жить не всегда сладко, но точно можно!
Все новости, статьи, события с тегом "Здоровье"
Подписывайся на наш профиль Facebook , ВКонтакте, ОК и будь в курсе свежих новостей!
Екатерина Кулакова
Факультет журналистики
БГУ