Каждому из нас хоть раз, но приходилось спорить. И это не плохо. Спорить даже полезно. Ведь так мы можем выяснить и наши различия, и общие интересы. Однако не всегда получается достичь единого мнения. И если одни могут высказать свою точку зрения тактично, другие переходят на личности, пытаются гнуть свою линию, ведут себя агрессивно и не слышат своего оппонента. В результате вместо конструктивного спора происходит конфликт.
Разные мнения – это нормально
При общении нужно отказаться от любой критики и интерпретации мнений и оценок личности человека. Это действительно важно. Ведь взгляд на одну и ту же ситуацию может быть разным. И это нормально, хотя и довольно сложно принять.
Есть притча про трёх слепых мудрецов, которые с разных сторон трогали слона. При этом один видел змею (он ощупывал хобот), другой – веревку (хвост животного), а третий – дерево (нога слона). Они ощупывали одного и того же слона, но у каждого было свое видение животного. Эта притча – хороший пример того, что каждый из нас видит ситуацию с той стороны, с которой он способен ее увидеть.
Причины конфликтных ситуаций
Их несколько. Во-первых, часто поводом того, что люди конфликтуют, являются различия, которые есть в каждом. Нет совершенно одинаковых людей. Однако принять эту уникальность могут не все, и именно различия провоцируют агрессию.
Во-вторых, неумение слышать собеседника. Как правило, мы слушаем, чтобы дать ответ. На самом деле надо не просто слушать, а стараться услышать, что говорит собеседник, что он хочет передать и донести.
В-третьих, причиной конфликтных ситуаций может стать желание дать оценку, качественную характеристику. Если мы изначально критикуем человека, указывая на его качества, то провоцируем его на защиту или агрессию. Оценка субъективна. Она во многом зависит от опыта, знаний, восприятия, которые никогда на 100% не совпадут с другим человеком.
Правила бесконфликтного поведения
1. Говорить нужно спокойным голосом, не стоит повышать тон.
2. Если никак не получается согласиться, постарайся найти то, с чем ты хотя бы частично можешь согласиться.
3. Не забывайте про хорошие моменты, которые могут связывать тебя и твоего собеседника.
4. Наверное, самое трудное – принимай своего оппонента таким, какой он есть.
5. Будь дружелюбным, позитивным и оптимистичным.
Агрессивный собеседник. Что делать?
Не секрет, что иногда в споре стороны, чтобы доказать свою правоту, проявляют агрессию, разговаривают на повышенных тонах, кричат и даже оскорбляют. Что делать в таком случае?
• Постарайся не перебивать собеседника, дай ему возможность высказать свою точку зрения.
• Покажи, что ты действительно заинтересован в решении проблемы.
• Не отвечай агрессией на агрессию. Попробуй сохранять спокойный ровный голос.
• Можно попросить повторить уже сказанные фразы, но без крика. Кстати, часто кричат и ведут себя агрессивно те, у кого мало аргументов и слабая позиция.
Методики, которые помогают
Есть несколько приемов, используя которые можно разрешить конфликтную ситуацию. Вот только некоторые из них.
Метод «выхода чувств». Дать возможность оппоненту высказать все, что у него накипело. Это снизит эмоциональное напряжение, которое было вызвано конфликтом. После этого человек становится более предрасположен к диалогу и поиску вариантов для решения конфликтной ситуации.
Прием «обязательного слушания». Главное условие – внимательно слушать друг друга. Затем, прежде чем дать ответ своему собеседнику, необходимо с максимальной точностью повторить его последнюю фразу. Как правило, сделать это нелегко, так как конфликтующие слышат только себя и нередко приписывают оппоненту реплики и эмоциональную окраску слов, которых на самом деле не было.
Метод «обмен позиций». Конфликтующим сторонам можно предложить описать ситуацию с позиции своего собеседника. Такой метод позволяет участникам конфликта «выйти» за рамки собственных личных обид, целей и интересов, лучше понять своего оппонента.
Ольга Стружинская