У каждого бывает в жизни такое время, когда наваливается гора проблем, с которыми приходится жить или справляться. Столкнувшийся с «черной полосой» думает, что его проблемы - самые тяжелые в жизни, иногда приходит чувство какого-то геройства. Но это не геройство.
Жизнь на инвалидной коляске или борьба с проблемами – это преодоление. А вот бабулю, дедулю и всех родственников, которые прожили в страшные военные годы, я точно могу назвать героями.
Я хочу немного рассказать о своей бабушке Салашенко Алле Борисовне. Она умерла пять лет назад, оставив много написанных и рассказанных воспоминаний о страшном военном детстве.
Страх
Когда началась война, моей бабушке Алле только исполнилось 9 лет, ее брату Коле 4 года. Прадедушку Бориса Николаевича, бабушкиного папу, сразу призвали в армию. Прабабушка Людмила Алексеевна осталась одна с маленькими детьми в городе Чугуеве, на Украине. Фронт приближался, гражданское население было решено эвакуировать, но эвакуировать смогли не всех. Так они и остались в полупустом Чугуеве. Город стал чужим, холодным и мрачным, везде хозяйничали люди в чёрном с полицейской повязкой на рукаве.
Первая бомбежка осталась в ее памяти на всю жизнь. Вой сирен, гул самолетов, грохот и жуткий страх, пронизывающий все тело. Бои за Чугуев шли кровопролитные. Весь город был разбит, люди прятались в погребах. Лето, жара невыносимая. Налетали самолеты, бомбили. Если бомбежка заставала вне дома, то просто ложились под деревья, чтобы укрыться от смертоносных осколков. Осенью 1941 года фашисты захватили Чугуев.
В начале 1943 года советские войска его освободили, но ненадолго. Восемь раз город переходил из рук в руки. С марта 1943 года фашисты согнали всех мужчин и объявили их военнопленными. Незначительной части удалось спрятаться в соседних селах. Чтобы их найти, немцы объявили перерегистрацию жителей Чугуева. Когда люди собрались, ворота сборного пункта закрыли и под дулами автоматов погнали на вокзал, загнали в вагоны и отправили в Германию. Чудом бабушке удалось уцелеть, а вот родных и соседей по этапу погнали на каторжные работы в немецкие лагеря.
Голод
Хлеб по карточкам, суп из крапивы, ели очистки, которые покупали на рынке. Однажды на крыше бабушка нашла целое голубиное гнездо с маленькими яичками – съели и его. Бабушкина мама работала на железнодорожной станции – убирала грузовые вагоны. Она сметала из вагонов мусор с попадающимся зерном, приносила домой, просеивала его, промывала, сушила и молола на ручной мельнице. Потом муку заваривала — так и ели. Кто сейчас знает, что такое турнепс? Это кормовая культура для скотины, а его ели в войну люди. Бабуля говорила, что он сладкий. Зерно с добавлением рыбьего жира — все это вызывает подташнивание только от одной мысли, а для кого-то это была единственная еда.
Потери
Как-то я спросила свою бабушку: «Что самое страшное было на войне? Увидеть немца?» Она сказала: «Самое страшное на войне – это потеря родных и друзей».
Водопровода в то время не было, а воду брали в колодце. Пошли как-то утром к колодцу и когда заглянули вниз, колодец был полон трупов, лежали они все в крови. С тех пор бабуля в колодец никогда больше не смотрела и даже на даче за водой ходил всегда папа и брат.
Маленький бабушкин братик Коля погиб в неполных 5 лет под колесами немецкой машины. Ранней весной дороги на Украине — сплошная глиняная топь. Малыш со своей мамой бежал в укрытие от внезапно появившихся машин с немцами. Случайно поскользнулся на глине и упал в лужу, так машина и переехала его. Он лежал такой маленький, из ушей и рта текла "черная" кровь. Потери, потери, потери. К этому нельзя было привыкнуть.
Руины
Дом, где жила до войны семья бабушки, был сожжен. Весной 1946 года папа моей бабушки начал строить новый дом из всего, что было под руками. А до этого семья ютилась в вырытой землянке. Бабушка пошла в школу и села за парту впервые в 14 лет. Мама ей сшила школьную форму из немецкой шинели. В то время не было в школе ни учебников, ни тетрадей, писали на газетной бумаге огрызком карандаша. На перемене детей всех выгоняли из класса и каждому на парту раскладывали по кусочку хлеба.
А сколько мин было повсюду. Часто ее друзьям отрывало ноги и руки на внезапно разорвавшейся мине. После войны вокруг было много патронов, гранат, снарядов. Трогать нельзя, нужно вызывать сапёров.
Послевоенные очереди: сколько бабушка в них отстояла в детстве! Очередь за хлебом, за мукой, за жмыхом. Жмых — это выжимки из семечек подсолнечника, твердый черный кусочек, пахнущий подсолнечным маслом. Разжевать его невозможно. Голодным детям он казался шоколадом.
Война – это время героев, даже если в эти годы ты очень мал.
Присоединяйся к нам в
Facebook,
ВК ,
Instagram и будь в курсе свежих новостей!
Юлия Стефняк