«Ганс, мы что, злодеи?» Кинематограф с нотками тоталитаризма

7991
0

Иван Аксинушкин

2020-05-28
Все мы знаем, сколько горя способны принести диктаторские режимы. ХХ век наглядно показал нам, насколько они бывают опасны и к каким катастрофическим последствиям могут привести. И, казалось бы, научившись на ошибках прошлого, человечество должно было идти дальше, однако авторитарные режимы и по сей день продолжают существовать. 

Наиболее яркий представитель масскульта – кинематограф. О нем и поговорим. И пусть сама по себе диктатура не является чем-то веселым, ее высмеивание в фильмах всегда заставляет людей улыбаться. Именно тройке таких фильмов я бы хотел уделить свое внимание в этом обзоре. 


Что такое диктатура?

Для начала очертим границы диктатуры, чтобы можно было легко находить в фильмах «знакомые черты»:
  • Отсутствие сменяемости власти и демократических свобод.
  • Нарушение или отсутствие гражданских, политических и других прав человека.
  • Неограниченная (или почти неограниченная) власть диктатора и/или правящей верхушки.
  • Жесткий репрессивный аппарат: тайная полиция, доносы, слежка.
  • Культ личности – возвеличивание диктатора.
  • Шовинизм – ненависть и угнетение отдельных групп людей по расовому, религиозному и другим признакам.
Степень выраженности тех или иных черт зависит от особенностей конкретного режима. Дабы лишний раз не вгонять вас в депрессию, перехожу непосредственно к комедии.


«Великий диктатор» 1940, США

 


И начнем мы с Великого Аденоида Хинкеле – диктатора Томэрии. Согласен, слишком много незнакомых слов в самом начале, однако они уже наталкивают на мысли. Все верно – аллюзия на Адольфа Гитлера и нацистскую Германию. Помимо этого, в фильме присутствуют отсылки к приближенным Гитлера, которым тоже дали вымышленные имена. Порадовал и Бензино Наполони (пародия на Муссолини). Не остались без внимания гонения на евреев и карательные операции нацистов. В фильме два главных героя: вернувшийся из психиатрической клиники еврей-цирюльник и диктатор Хинкеле. Обоих играет один актер - не кто-нибудь, а сам Чарли Чаплин. Он же режиссер и главный спонсор картины. Оба героя попадают в комичные ситуации из которых их старательно вытягивают друзья или соратники. Комедийный элемент несут в себе диалоги и рассуждения Хинкеле.

— ... И в чём их оппозиция?
— Они недовольны трудовым днём, сокращением окладов, синтетической едой и качеством опилок в хлебе...
— Что же они хотят? Опилки изготовлены из лучших лесоматериалов!


Сюжет во многом повторяет историю правления Гитлера, некоторые ситуации вывернуты наизнанку и причудливо преувеличены. Комические кривляния Чаплина, пародирующего манеру речи Гитлера, уже давно кочуют из эпохи в эпоху, передаваясь в виде шуток и мемов. 

— Странно, я всегда думал, что ты ариец.
— Я вегетарианец.


Необычайно вдохновляющая речь Чаплина в самом конце фильма, в которой он осуждает диктатуру и призывает к миру и процветанию. Безусловно, это самая трогательная и известная часть фильма.

Посмотреть ее рекомендую в оригинале. Это был первый звуковой фильм Чаплина, исходя из чего речь легендарного актера обрела ещё большую популярность. Из-за излишней политизированности и обличения нацистской Германии, с которой США тогда поддерживали нейтралитет, реакция общественности и критиков была неоднозначной. Во время бомбежек Лондона «Великого диктатора» крутили в кинотеатрах, поднимая боевой дух британцев.
 

«Диктатор», США 2012

 


Переходим к следующему фильму. И пусть название не блещет оригинальностью, сюжет довольно разительно отличается от предыдущей картины, пусть и имеет существенные сходства. Перед нами Адмирал-генерал Аладин – правитель вымышленного североафриканского государства, именуемого Вадией. Главную роль сыграл Саша Барон Коэн – британский актер, наиболее известный по роли казахского журналиста Бората. И пусть перед нами не Чарли Чаплин, в комедийной стезе этот парень более чем преуспел. Итак, Аладин ведет беззаботную диктаторскую жизнь: организует Олимпийские Игры, на которых сам и побеждает, охрана его состоит целиком из моделей, родственники сидят на государственных должностях и, дабы не отставать от друзей-диктаторов, пытается разработать собственное ядерное оружие. Но в его любимой угнетаемой стране не все так гладко: родной дядя пожелал свергнуть его, дабы открыть страну для западных государств и распродать её нефтяным корпорациям, поскольку недра Вадии богаты на черное золото. Ни одного из них нельзя назвать положительным героем, однако к Аладину и его выходкам симпатий гораздо больше. Большая часть фильма происходит на территории США, куда Аладин пребывает для участия в заседании ООН в Нью-Йорке. 

«Так и быть, я выступлю перед этим змеиным сборищем, которое они называют ООН. Мы отправляемся в логово дьявола – в Америку».

Диктатору удается избежать покушения, но теперь ему необходимо попасть в зал заседаний ООН, чтобы не допустить принятия демократической конституции. В ходе своих странствий по Большому Яблоку (Нью-Йорк) герой пробует западную жизнь на вкус, встречает новых друзей, бывших соратников и врагов, знакомится с фем-движением. Постоянным спутником зрителя будут расистские высказывания Аладина, комичные ситуации с его участием и шутки о газовыделении Усамы бен Ладена. 

«Ах, Америка… Создана неграми, а принадлежит китаезам».

«Диктатор» достаточно злободневный, высмеивает не только современные недемократические режимы, но и политику США, как в отношении богатых нефтью государств, так и к собственным гражданам. Картина посвящена «светлой памяти» северокорейского диктатора Ким Чен Ира. В некоторых странах СНГ фильм был сокращен или снят с проката. 


«Смерть Сталина», Франция, Великобритания 2017

 


Из названия становится понятно, что харизматичного диктатора в фильме не будет. Но не спешите расстраиваться, его успешно заменит борющаяся за власть партийная верхушка. Жизнь в тогдашнем СССР не является розовой фантазией: ГУЛАГИ, расстрелы и репрессии подстерегают зрителя буквально на каждом шагу, а министр завтра может стать к расстрельной стене. В иные моменты даже непонятно, смеяться здесь или сочувствовать. Отразив трагедию многомиллионного народа, связанные с тоталитарным правление и культом личности Сталина, авторы не забывают и о комедии, которая проявляется в перетягивании партийными деятелями красного одеяла. Среди главных героев Хрущев, Берия, Молотов, Маленков, Жуков и другие. Между двумя первыми и разгорается борьба. 

«Знаете, что, вы все, поцелуйте мой советский зад».

Социалистический быт и партийная серость нагоняют уныние, таких ярких цветов, как в предыдущей картине, здесь не увидеть. На колоритных персонажей фильм тоже не богат: из всех можно выделить брутального плейбоя Георгия Жукова и вспыльчивого пьянчугу Василия Сталина. Однако комичных ситуаций, в том числе с этими двумя, в фильме предостаточно. 

«Надо бы вызвать врача. Жаль только, что мы посадили всех толковых врачей за измену Родине».

И пусть описываемым в фильме событиям почти 70 лет, вопрос борьбы за власть после смерти диктатора всегда будет актуальным. Вопрос пересмотра истории и добавления в нее юмора также остается достаточно острым: ценящие советское прошлое страны СНГ не допустили картину к прокату. В нашей стране фильм можно было посмотреть в начале 2018 года.

В заключение хотелось бы отметить, что комедия и сатира - один из наиболее древних и эффективных способов обличения политической несправедливости и негативных явлений, которыми пользовался еще «отец» древнегреческой комедии Аристофан. Так что, закутайтесь поудобнее в плед, возьмите с собой печенек и посмотрите смешные фильмы о несмешных режимах. Чем ещё можно заняться на самоизоляции?

Присоединяйся к нам в FacebookВК , Instagram и будь в курсе свежих новостей!