Ерофеев, Сорокин, Лимонов: постмодерн в действии

5572
0

Иван Аксинушкин

2020-04-29
Сегодня поговорим о довольно нашумевшем и здорово хайпанувшем литературном жанре – постмодернизме. Стоит отметить, что постмодернизм выходит далеко за рамки художественной литературы, являясь целой эпохой, возникшей в результате размывания основ индустриального общества. 

Литература постмодернизма

К наиболее известным авторам относятся:

  • Курт Воннегут;
  • Томас Пинчон;
  • Джон Барт;
  • Филипп Дик;
  • Уильям Берроуз 
  • Виктор Пелевин и др.
Некоторые писатели-постмодернисты также относятся и к другим направлениям, существовавшим параллельно: битникам, магическим реалистам и т.д. Несмотря на некоторую размытость границ жанра, характерными чертами многих произведений являются:
  • Ирония, черный юмор, игра;
  • Пародия на произведения модернизма, Просвещения и Ренессанса с использованием стиля писателей;
  • Превознесение случайности над талантом;
  • Самопародирование и сомнение в авторитетности автора;
  • Постоянные отсылки и переплетения с другими произведениями и жанрами.
В русской литературе этот жанр не остался незамеченным, а также выработал свои специфические черты, что было вызвано кризисом плановой экономики, развалом Союза, сомнениями в завтрашнем дне и текущем политическом курсе. Вашему вниманию представляются произведения одних из наиболее известных и влиятельных русских постмодернистов: Венедикта Ерофеева, Эдуарда Лимонова и Владимира Сорокина. 
 

Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки»

Венедикт Ерофеев был одним из первых русских постмодернистов, чем оказал существенное влияние на дальнейшее развитие жанра. Произведения его полны сатиры над днем сегодняшним, нам днем советского человека. В них в игровой форме наблюдаются отсылки к русским философам, Библии, отечественной и мировой литературе. Среди его произведений:
  •  «Записки психопата»
  • «Моя маленькая лениниана» 
  • «Василий Розанов глазами эксцентрика» и др.
Однако, безусловно, самым известным его творением является поэма в прозе «Москва – Петушки».
 

Главный герой по имени Веничка (вот так совпадение) едет из Москвы в районный центр Петушки с гостинцами для своей возлюбленной. Сидя в электричке, Веничка общается с пассажирами, много философствует. 

Впрочем, пассажирам не обязательно быть реальными людьми. Венечка охотно общается с ангелочками, воображаемым младенцем.

Размышляя о жизни, Венечка делится рецептами алкогольных коктейлей, где среди ингредиентов используются продукты парфюмерии, а также бензин и ацетон. В пьяном бреду он видит сон о великой Революции в Петушинском районе, рассуждает об икоте, а также рассказывает историю о том, почему его уволили с должности бригадира. 
 

 «О, тщета! О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа – время от рассвета до открытия магазинов! Сколько лишних седин оно вплело во всех нас, в бездомных и тоскующих шатенов!»

Не удивительно, что в СССР роман увидел свет только во времена «перестройки», впервые же был опубликован в Израиле ещё в 1973 году. Многие русские постмодернисты, что творили уже после Ерофеева, делали отсылки к его произведениям или пытались их анализировать.
 

Эдуард Лимонов «Это я, Эдичка»

Эдуард Лимонов, безусловно, один из наиболее ярких современных русских писателей. За свои 77 лет жизни Лимонов побывал в эмиграции во Франции и США, стал одним из основателей Национал-большевистской партии, сидел в тюрьме, участвовал в военных конфликтах на стороне непризнанных республик (Абхазии, Приднестровья и др.), а также успел дать интервью Юре Дудю. Умер он, к слову, сравнительно недавно – 17 марта этого года. Самое нашумевшее его произведение – «Это я, Эдичка». 
 

Книга повествует о жизни русского поэта и эмигранта Эдички (роман во многом автобиографичен).

Снимая небольшую комнатушечку в грязном эмигрантском отеле, герой варит щи и, невозмутимо расхаживая голышом по комнате, заставляет смущаться работающих через дорогу сотрудников офиса.

Эдичка рассказывает нам историю своей жизни и своего падения. Немалая часть книги посвящена любви и сексуальным отношениям. Герой до беспамятства любит Елену – бывшую жену, что начала изменять ему и вскоре ушла. Терзаясь любовными муками, поэт рассказывает о своих гомосексуальных опытах с бездомными афроамериканцами и немолодым богачом. 

Описывая происходящее, автор не скупится на нецензурную лексику. Помимо любви и «бытовухи» в книге поднимаются проблемы политики, философские вопросы. Эдичка рассуждает о социальном неравенстве, справедливости, а также заявляет о своей готовности совершить революцию. Здесь мы видим формирование политических взглядов самого Лимонова: 
 

«Я считаю, что я подонок, отброс общества, нет во мне стыда и совести, потому она меня и не мучит, и работу я искать не собираюсь, я хочу получать ваши деньги до конца дней своих. И зовут меня Эдичка».

Перед прочтением произведения советую ознакомиться с небольшим эссе «Мы – национальный герой», которое неоднократно упоминается в тексте, а также поможет ощутить весь контраст прошлого и настоящего Лимонова.
 

Владимир Сорокин «Голубое сало»

Действие романа берет начало в 2048 году в засекреченной военной лаборатории в Сибири. Ученые работают над созданием клонов русских писателей, которые в виде подкожных отложений производят голубое сало – вещество, свойства и назначение которого ещё до конца не изучены. Находясь в состоянии активности, клоны начинают творить. Сорокин искусно пародирует стили русских писателей, среди которых Толстой, Чехов, Достоевский, Ахматова, Платонов и Набоков. Диалоги написаны на причудливом новоязе: в речи героев изобилуют китаизмы. Иногда встречаются слова на английском, немецком и французском языках. 
 

Далее история повествует о жизни патриотического монашеского ордена «землелюбов» (назовем их так, в оригинале именование менее цензурированное). Благодаря землелюбам голубое сало отправляется в альтернативный 1954-й, где Европа разделена между Германией и СССР, а граница проходит через Вену.

Сталин и Гитлер являются чуть ли не лучшими друзьями и главными союзниками, а Англия уничтожена советско-германскими ядерными ударами. США ещё остаются третьим центром силы и сохраняют нейтралитет.

Сорокин - один из наиболее влиятельных из ныне живущих русских постмодернистов наравне с Виктором Пелевиным, его можно без преувеличения назвать мастером русского слова.

Постмодернизм оказал существенное влияние на развитие изобразительного искусства и литературы многих стран. И хотя многие считают, что жанр давно изжил себя и уступил место метамодерну (синтез модерна и постмодерна), талантливые писатели из разных стран продолжают радовать нас своими произведениями.
 

В тему: Дискуссия о том, как сделать школьную литературу интересней.

Присоединяйся к нам в FacebookВК и будь в курсе свежих новостей!