На моем жизненном примере я хочу рассказать о понятии «инклюзия», о котором сегодня часто говорят. Я знаю про это не понаслышке, так как с рождения мои ноги заменяет инвалидная коляска.
Однажды меня пригласили на концерт любимой группы в минский Дворец профсоюзов, но именно в этот день наша машина была в ремонте. Времени до концерта было много, я с мамой и сестрой решили поехать на общественном транспорте.
Казусы начались с первых минут. В автобусе – ступеньки. Рядом не оказалось ни одного сильного мужчины, который помог бы мне сесть в автобус. Пришлось ждать следующий.
Табличка с расписанием не давала информации о том, какой из автобусов низкопольный. После 40 минут ожидания все же смогла попасть в транспорт.
Когда мы приехали на остановку ко Дворцу профсоюзов, я поняла, что перейти подземный пешеходный переход я не смогу: отсутствует лифт. Пришлось проехать остановку до цирка и перейти дорогу наземным пешеходным переходом.
После этого началось восхождение на гору. Как мы поднялись от цирка до Дворца профсоюзов я уже не помню, руки были стерты в мозоли, а на входе в здание ждала очередная проблема - огромная лестница без пандуса. Мама и сестра нашли неравнодушных людей, которые занесли меня на руках в помещение.
Внутри снова беда: гардероб и санузел на цокольном этаже с лестницами. И вместо того, чтобы наслаждаться концертом, у меня были мысли, как вернуться домой.
Пока что наш Минск не очень приспособлен и удобен для жизни таких людей, как я, и это часто заставляет оставаться дома или не уходить со своих привычных маршрутов.
Инклюзия нужна для того, чтобы не было разделения по возможностям. В последние лет пять я редко сталкиваюсь с тем, что кажусь для прохожих диковинкой. А вот когда я была совсем маленькой, некоторые сердобольные прохожие, особенно бабушки, меня жалели, кто-то плакал, некоторые отворачивались, а кто-то наоборот, пристально начинал рассматривать. Это все из-за советского прошлого, когда общество было как два полюса: обычные люди и инвалиды. Участь последних - сидеть дома или в интернате.
Моим родителям раньше часто говорили, что я стану обузой для семьи. Любовь моих мамы и папы, брата и сестры сыграла решающую роль в моем личностном развитии. Они не пытались ограничивать меня, а позволяли делать все то, что делали другие, например, участвовать в жизни семьи и в работе по дому.
Мне повезло, что у меня была и есть возможность учиться вместе со всеми и быть вовлеченной в общественную жизнь. Но люди с инвалидностью сталкиваются с множеством препятствий на этом пути.
Как вы думаете, часто ли я попадаю на инклюзивные мероприятия? Я вас разочарую: доступных мероприятий – единицы.
За прошлый год я с командой участвовала в конкурсе «100 идей для Беларуси». Участницей на инвалидной коляске я была одна. Все было более, чем не доступно. Городской этап проходил в здании по адресу Чапаева, 3 – на 3 этаже. Лифта нет. Пандус на входе заметен снегом.
IT выставка ТИБО: здание на пр. Победителей, 111 – «Минск Арена» – это лестницы, отсутствие специального санузла, высокие стойки – все не доступно.
Летом я была приглашена с выступлением в лагерь «Зубренок» на Нарочи. Лучшее место отдыха школьников. Пандус на входе есть, но лестница в зал, на сцену, в столовой, а туалет для людей с инвалидностью приспособили под склад.
Подземные переходы и транспорт еще более усугубляют проблему доступности. Телефоны для обращения за помощью (как и кнопки вызова на дверях недоступных объектов) очень часто - бутафория. Инклюзия – это когда не «для галочки». А здесь уже зависит от сознательности.
Главное, научиться общаться и взаимодействовать с тем, кто отличается от тебя. Ну и вместе с безбарьерным мышлением неплохо было бы создать удобную среду, которая будет удобна для всех.
Необходимо самому человеку с инвалидностью включатся в процесс создания инклюзии. Ведь отсутствие информации о потребностях таких, как я, может сформировать неправильное мнение. Действительно комфортное и удобное получается создать только с участием тех, кто будет этим пользоваться.
Консультируйтесь с теми, кто этим пользуется, есть много общественных объединений, которые, занимаются инвалидностью, и знают, как организовывать инклюзивные мероприятия.
Недавно мне посчастливилось делиться опытом активной жизни на инвалидной коляске с магистрантами факультета международных отношений БГУ. Приятно было видеть заинтересованные глаза, и я словила себя на мысли: вместе мы можем взять и сотворить инклюзию, ведь все в наших руках.
Читай еще:
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, Telegram и будь в курсе свежих новостей!
Юлия Стефняк