Литературный блог тоже можно продвигать. Что делать, если я пишу?

2394
0

Дарья Смирнова

Поэтесса, выпускница кафедры литературно-художественной критики журфака БГУ.
Победитель и организатор литературного конкурса "БрамаМар"

2019-10-08

Когда тебе исполняется лет четырнадцать, вопрос «кем ты хочешь стать?», перестает быть игровым. От тебя ждут вполне конкретного ответа и судьбоносного решения. Взрослые, скорее всего, со скепсисом отнесутся к твоему желанию стать рок-музыкантом или известным актером, но это не значит, что твоя мечта не может осуществиться. То же самое и с желанием быть писателем.

Я – пишу

С появлением интернета баланс авторов и читателей в обществе заметно сместился. Блог может завести кто угодно. Для текстового формата не нужна ни камера, ни навыки съемки, обработки и монтажа. Вот и оказывается, что писательство – будто хобби для тех, кому от природы не досталось художественных и музыкальных талантов. К тому же, считается, что писательству нельзя научиться, им крайне сложно заработать деньги. Короче, аргументов «против» - огромное количество. Аргумент «за» всего один – хочется. Перейдем от лирических отступлений к главному – что делать, если я пишу?

Что, если у меня нет таланта?

Первое, что нужно понять, когда берешься за тексты: не чувствовать мистического призвания и волшебного вдохновения – это нормально. Не стоит думать, что без этих эфемерностей вы какой-то неправильный автор или у вас нет таланта. На мой взгляд, единственное объективное проявление таланта заключается в том, что тебе настолько хочется писать, что ты начинаешь это делать.

Природная грамотность, фантазия, умение строить сюжет или придумывать оригинальные рифмы, как и музыкальный слух или чувство композиции, безусловно, полезны для занятия любым искусством. Но когда их нет, это не значит, что ничего не получится. Если желание писать –  настоящее и сильное, из него растет еще и желание развиваться и совершенствоваться в деле, узнавать новое, перенимать опыт. За счет этого отсутствие каких-то «природных» признаков «таланта» компенсируется.

Как понять, хорошо ли получается?

Категории «хорошо» и «плохо» редко применимы к искусству. Но для любого развития важно понимать свои ошибки, особенности и насколько хорошо у тебя получается передать свои мысли. Это довольно сложно, если держать свои тексты в столе и никуда не выпускать. Естественно, авторская самооценка тоже очень важна. Автор может обратить внимание на то, что обычно читателю недоступно: насколько результат соответствует задумке, новый текст сильнее и интереснее предыдущего, в каких местах слова вышли из-под контроля.

Вместо «хорошо/плохо» произведения искусства обычно оценивают с точки зрения актуальности, новизны и оригинальности, понимания потенциальной аудитории, характерных приёмов, стиля и так далее. Но если нет ничего однозначно хорошего, может быть, есть хотя бы однозначно плохое? Я бы сказала, что плох текст, написанный без системы или концепции, в котором слова и события случайны, есть логичные пробелы.

Любое мнение субъективно, у всех свои вкусы и представления о мире. Как же тогда получить объективную оценку?

1.Точно понять, что, как и для чего в вашем тексте работает и сопоставить с тем, что вы хотите этим текстом донести.
2. Собрать много субъективных мнений.

Но откуда взять эти мнения?

белорусские писатели

Как быть услышанным?

Первая мысль, конечно же, – интернет. Создать группу вконтакте или зарегистрироваться на «стихи.ру» можно быстро и без потерь. Выкладывать можно что угодно и когда угодно – успевай только писать.

Но если браться за дело серьезно, то нужно учитывать, что создание контента в соцсетях работает по своим, не менее сложным, чем у СМИ, законам. И чтобы получить заметный отклик, этими законами нельзя пренебрегать. Создавая паблик со своим творчеством, ты становишься микроредактором своего микроиздания. То есть отвечаешь за картинки, заголовки, график выхода постов и свой образ у читателей. От этого зависит, как скоро десять подписчиков превратятся в десять тысяч.

Но где вообще взять читателей? Вариантов несколько.

Первый и самый «сетевой» – SMM-продвижение. Да, литературный блог можно продвигать так же, как и любой другой. Но этот подход требует вложения денег и, как минимум, очень четкого понимания, какое впечатление вы хотите произвести.

Второй вариант требует преодоления своей зажатости и стеснения – это подход общения. Поиск единомышленников – дело не такое сложное, как может показаться молодому автору.

Поэтам в этом плане заметно проще, чем прозаикам, потому что у них есть преимущество – возможность декламации. В больших городах, как правило, проводятся поэтические вечера, или “открытые микрофоны”, на которых люди, которые пишут стихи, имеют возможность прочитать свои тексты перед аудиторией. Нередко на таких мероприятиях после выступления авторы отвечают на вопросы или просто выслушивают мнения из зала.

Прозу на публику особо не почитаешь, хотя бывают и такие мероприятия. Подобные вечера полезны не только возможностью поделиться своим, но и послушать чужое. Хотя психологи говорят, что сравнивать себя с другими плохо, но в чужих работах можно найти вдохновение, новые идеи, темы, формы. Общение с творческими людьми развивает: немного опускает на землю того, кто считал себя безумно уникальным и неповторимым, расширяет представление о том, чем вы собираетесь заниматься.

Если выйти на сцену на всеобщее обозрение ещё страшно, лучше найти более узкий круг. Как правило, это литературное объединение. Официально закрепленные бывают при школах, библиотеках, в университетах.

Неофициальные – обычные дружеские компании, только еще с разговорами про литературу, часто формируются на поэтических вечерах, в тех же учебных заведениях или в интернете.

Итог: можно предлагать свои произведения

  • в общелитературные группы вконтакте
  • в какое-нибудь литературно-художественное издание
  • на поэтических вечерах и компаниях, где говорят о литературе
  • на литературный конкурс

Подробно про эти возможности - в следующем тексте.

Главное при этом помнить, что ни победа, ни поражение, ни отказ в публикации, ни принятие к публикации, ни негативные, ни позитивные отзывы не говорят о вашей творческой и личностной ценности.

Как развивать авторское мастерство?

Многие классики рассказывали о своей творческой кухне и давали советы молодым. Но если вас не интересуют конкретные приемы, а хочется оставаться собой и при этом продолжать развиваться, то самый короткий рецепт: много читать и много писать. Он универсален для любого дела – учиться и практиковаться.

Любой стиль сформирован, часто даже неосознанно, из множества переосмысленных чужих приёмов, мыслей, идей, сюжетов и схем. Но  комбинация своего и чужого опыта делает его неповторимым.

Главное, что писатель всегда должен знать, что, как и для чего он делает в своём творческом пути. А еще гореть своим делом.

Присоединяйся к нам в FacebookВКTelegram и будь в курсе свежих новостей!