Сегодня мы с вами поговорим о детективах. Центральный элемент детектива – преступление. Настолько загадочное и запутанное, что полицейским остается лишь неуверенно мять козырьки, в то время как на главную сцену выходит харизматичный детектив со своим чуть менее харизматичным помощником, без которого, однако, картина не будет полной. Это – классический сюжет, на деле главным героем может быть полицейский или какой-нибудь дилетант, например репортер, журналист или дипломат.
На самом деле список далеко не ограничивается этой пятеркой. Жанр получил большую популярность в первой половине ХХ века, 20-30 годы которого с почтением называются «Золотым веком детективного жанра». Современные писатели детективов могут описывать как современные реалии с копами, наркотиками и перестрелками, так и забрасывать своих героев в классическую детективную эпоху – вт. пол. XIX – пер. пол. XX веков. Именно туда мы сегодня и отправимся.
Начинаем с Эдгара Алана По, родоначальника жанра. Помимо детективов весьма велико его влияние на жанр научной фантастики, ужасов и мистики. По оказал существенное влияние на Конана Дойля, Говарда Лавкрафта и Жюля Верна, которые позже сделали жанры популярными. Рэй Бредбери в своих «Марсианских хрониках» посвятил отсылкам к творчеству По целую главу. Основной формой творчества писателя были новеллы, т.е. небольшие произведения, прочитать которые можно за час– полтора. Помимо «Убийства на улице Морг» визитной карточкой стали:
Итак, перейдём непосредственно к «Убийству». Именно это произведение подарило нам Огюста Дюпена – самого первого детектива. Примечательно, что герой Конана Дойля – знаменитый Шерлок Холмс – в одном из диалогов упоминает этот детектив. И хотя Холмс раскритиковал используемый Дюпеном метод, чуть ли не подняв его на смех, отсылка к этому источнику меня приятно удивила, тем более, что Шерлок не говорит, где именно он узнал об этом детективе. Существовал ли Дюпен в мире шерлокианы или же являлся книжным персонажем навсегда останется загадкой.
Сюжет произведения таков: на улице Морг были зверски убиты женщина со своей незамужней дочкой. Тело последней, к слову, нашли затолканным в дымоход вверх ногами. Полицейское расследование по классическому сценарию заходит в тупик, после чего за дело берется Дюпен.
Сопровождающий его приятель рассказывает историю от первого лица. Увлекающийся психологией Дюпен с помощью выстраивания логических цепочек может без ошибки определить, о чем сейчас думает его собеседник. К тому же, сама личность преступника способна удивить не меньше: такого неожиданного поворота событий не встретить даже в более именитых произведениях.
«В глубокомыслии легко перемудрить. Истина не всегда обитает на дне колодца. В насущных вопросах она, по-моему, скорее лежит на поверхности» – хорошая цитата из произведения.
Для знакомства с корнями детективного жанра это произведение должен прочитать каждый любитель детективов.
А для тех, кому придутся по душе приключения Дюпена и его друга, я могу посоветовать «Тайну Мари Роже» и «Похищенное письмо».
А вот и автор самого известного в мире детектива! Вряд ли найдется тот, кто ни разу не слышал о Холмсе и его друге докторе Уотсоне. И пусть книги читали не все, с сериалом от BBC, фильмами с Дауни младшим или советской классикой вы точно должны быть знакомы.
Среди наиболее известных приключений Холмса можно выделить:
Всего же знаменитому сыщику Дойл посветил 56 рассказов.
Итак, в этом небольшом произведении мы узнаем о главном враге Шерлока Холмса, опутавшего своими преступными сетями весь Лондон – талантливом математике профессоре Мориарти. И пусть раскрыт персонаж не так ярко, как в голливудских фильмах и сериалах с Кембербеэтчем, всё же он оставил довольно яркий след в современной массовой культуре, ведь «не бывает сказок без старого доброго злодея».
«Ужас и негодование, которые внушали мне его преступления, почти уступили место восхищению перед его мастерством».
Здесь же нас ждёт знаменитая дуэль у Рейхенбахского водопада, где лицом к лицу встречаются два заклятых врага. Само произведение небольшое, читается довольно быстро и легко. Входит в сборник рассказов «Воспоминания Шерлока Холмса», которым он и заканчивается.
Вот эпохальный диалог героев:
– … Если у вас хватит умения погубить меня, то, уверяю вас, вы и сами погибните вместе со мной.
– … во имя общественного блага я с радостью согласился бы на второе, будь я уверен в первом.
Роман о знаменитом бельгийском сыщике Эркюле Пуаро от самой известной женщины-писательницы (да простят меня поклонники Дарьи Донцовой). В этом опасном приключении Пуаро будет помогать капитан Гастингс. И пусть роман не такой известный, как «Десять негритят» или «Убийство в Восточном экспрессе», которые также вышли из-под пера Агаты Кристи, это мое любимое произведение о Пуаро.
К слову, помимо Пуаро Агата Кристи создала еще двух известных детективов: эксцентричную старушку Мисс Марпл и инспектора из Скотленд-Ярда суперинтенданта Баттла. Примечательно, что сюжетные линии персонажей могут пересекаться, создавая цельную детективную вселенную.
Итак, переходим, пожалуй, к самому крупному и опасному делу, с которым когда-либо сталкивался Эркюль Пуаро: ему предстоит победить преступную группировку мирового масштаба, которая стоит где-то посерединке между мафиозным кланом и мировым правительством, хотя состоит всего из четырех членов.
Подробнее о них:
Первый номер – китаец, мозг организации, влияние которого распространяется на Китай и Восток, вплоть до Советской России.
Второй номер – американский миллионер, один из самых богатых людей в мире, деньги Большой Четверки.
Третий номер – единственная женщина в организации, а по совместительству гениальная французская изобретательница, не уступающая мадам Кюри.
Четвертый номер – англичанин, обладающий талантом перевоплощения, самый искусный киллер в организации.
Конечно же, мы говорим лишь о главарях организации, на которую работают тысячи (если не больше) человек по всему земному шару. Роман отличается тем, что повествует не об одном преступлении, а о затяжной борьбе, в которой, к слову, Четверка неоднократно оказывалась на шаг впереди героев. Произведение захватывающее и увлекательное. Однако в знакомстве с «королевой преступлений» не стоит ограничиваться только им.
Перечисленные выше писатели и их произведения оказали существенное влияние на развитие жанра. Наиболее популярные из них то и дело экранизируются, а имена Пуаро и Шерлока почти что стали нарицательными. И пусть детективы – не самое интеллектуальное чтиво, почитать один-другой вечерком у камина все-таки стоит.
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК и будь в курсе свежих новостей!
Иван Аксинушкин