Прошли времена, когда умных ребят презрительно называли «ботаниками» и не считали за людей. Для современной молодежи прослыть интеллектуалом – большая честь. Валентин Копочель пошел дальше: он не просто умный молодой человек, а участник молодежной сборной белорусского клуба «Что? Где? Когда?» на телеканале ОНТ.
– С чего началось твое увлечение интеллектуальными играми и как ты попал в сборную?
– Все началось еще в седьмом классе. Мама работала учителем в 50-й гимназии г. Минска, в которой я учился, и она посоветовала мне пойти на кружок «Что? Где? Когда?». Сначала я не хотел, но мама настояла. Так я попал в команду гимназии. Мы довольно неплохо играли, и я понял, что мне это интересно.
А весной продюсерский центр «Игра ТВ-Бел» объявил отбор в клуб «Что? Где? Когда?»: они хотели набрать молодежную команду в честь юбилейного десятого сезона. Пришло очень много ребят, особенно девушек, и набрали две сборных, одна из которых женская.
Отбор проходил так: 40 человек делят на четыре команды по алфавиту, они играют, обсуждают вопросы. А редакторы программы и ведущий Алесь Мухин за ними наблюдают, слушают. В итоге оставляют тех, кто лучше отвечает на вопросы и лучше смотрится в кадре. Среди них и проходит итоговый отбор в команду.
– Как родители относятся к твоему увлечению?
– Сначала они были «за» игру в ЧГК, потом чуть-чуть против, потому что считали, что это мешает учебе в школе, а теперь они снова «за». Очень радовались, когда увидели меня по телевизору.
– Сколько времени у тебя занимает игра в клубе и тренировки?
–В школьном возрасте надо много тренироваться, если ты хочешь показывать что-то значимое на турнирах. А в студенческом ЧГК роль тренера сводится к роли менеджера, который собирает команду.
Например, помимо сборной, я состою в команде спортивного ЧГК, и мы совсем не тренируемся, это наш принцип. Вообще многие успешные команды тренируются только первый курс: их собирают, учат, а потом они сами играют.
Тренировки на ОНТ тоже не занимают все свободное время. Многие ребята в нашей сборной работают, учатся. Все понимают, что игра – не самое важное в их жизни, и относятся к этому соответственно.
– Как проходят тренировки?
– Тренер подбирает пакет вопросов, обычно с какого-нибудь старого турнира, и разбирает их с членами команды. Например, знаток белорусского клуба ЧГК Иван Топчий, который был моим тренером во время школьных игр, очень любил анализировать, почему мы неправильно ответили на вопрос. Вообще он многому нас научил.
– Какие отношения сложились в молодежной сборной на телеканале ОНТ под руководством Антона Воронько?
– Мы очень хорошо общаемся друг с другом. Иногда собираемся потренироваться. Летом, например, я ездил в лагерь Белорусской лиги интеллектуальных команд в деревне Докудово под Лидой, чтобы потренироваться с ребятами. Иногда тренировки устраивает съемочная группа передачи.
Вообще мы очень ждем игр, ждем друг друга. Например, наша Лиза Лысенко сейчас уехала в Москву, и мы ее редко видим, только на играх.
– В клубе ЧГК на ОНТ вы играли пока только один раз. Какие ощущения были во время игры и записи программы?
– Конечно, что мы, что команда Лизы Гришкиной, очень волновались, это должно было быть заметно по записям. Но у всех команд так. Например, мы пересматривали первые игры команды Андрея Супрановича, чтобы посмотреть, как они начинали, и у них было не лучше (смеется). Все волнуются, все ошибаются.
– После того, как ведущий программы Алесь Мухин зачитывает вопрос, у вас есть ровно минута на обсуждение. Как заставить себя думать быстро и найти ответ?
– Интеллектуальные игры хороши тем, что они обучают быстро выражать свои мысли, работать в команде. Ко всем это приходит спустя год-два игры в школьной или студенческой команде.
После начала отсчета времени игроки предлагают свои версии, накидывают варианты ответа. Капитан выслушивает каждого, может попросить объяснить свою версию, если сам ее до конца не понимает. А последние десять секунд предназначены для того, чтобы команда вспомнила все версии, которые появились за минуту и повторила их капитану, а он выбрал из них одну. Капитану очень важно выбрать нужный ответ, потому что он ответственный за все наши провалы. Но Антон справляется, он молодец.
– Формат шоу предполагает, что зрители стоят очень близко к столу знатоков. Не напрягает ли это, ведь люди фактически «стоят над душой»?
– Наоборот, это помогает мне, я ощущаю поддержку, особенно во время первой игры. Когда стоишь в зале, замечаешь, как много людей вокруг, но когда садишься за стол – ты абстрагируешься от всего. К тому же, на игру каждая команда может пригласить своих друзей и знакомых, так что поддержка ощущается еще больше.
– Когда вашей команде выпал «супер-блиц», в котором играет только один знаток сборной, Антон выбрал тебя. Что ты чувствовал?
– Это было очень волнительно и страшно. Но я ощущал сильную дружескую поддержку, поддержку команды. Когда ответил правильно, не думал о том, что я умный и что я молодец, просто игра продолжилась.
– Но ты дал больше всего правильных ответов. Неужели не было гордости за себя?
– Да, я находил правильные ответы, но это была просто случайность.
– Сильно расстроился, когда вы проиграли?
– Не сказал бы, что я расстроился, все же это было очень интересно и оказалось не так страшно, как мы думали. Конечно, обидно, что нас могут выкинуть из клуба, и тогда мы больше не сыграем в этом году, но надеюсь, все обойдется.
Больше всего переживал Антон. Мы стараемся его поддерживать, понимаем, что он не робот, чтобы угадывать все наши версии, и ему тяжелее всего. Конечно, мы понимали, что могли сыграть чуть-чуть лучше, но на тот момент это было все, что мы могли.
– Игра была больше пяти месяцев назад, но ты помнишь в деталях практически все…
– Это был очень большой стресс, огромные переживания, которые останутся с нами на несколько лет точно (смеется).
– А как молодежная сборная становится командой?
– Нам надо выиграть одну игру. Вот, например, сборная Елизаветы Гришкиной выиграла и стала командой. Задача не такая страшная, как кажется. Я думаю, мы с ней справимся.
– ЧГК – серьезное телешоу, но наверняка на нем случаются интересные или смешные моменты. О чем можешь рассказать?
– Был случай, когда мы пригласили одного знакомого Антона на нашу игру в качестве гостя, а он сфотографировал финальный счет и выложил фото в Instagram. А так как игра идет не в прямом эфире, нам нельзя разглашать ее результаты до трансляции. К счастью, у фото было всего 60 просмотров, и его успели вовремя удалить.
Еще есть забавная закономерность, что уже 44 игры подряд на столе нет вопроса от телезрителя с именем Олег. Мы называем это «безолежье». И каждая игра начинается с того, что игрок клуба Антон Шкаев, который начал следить за этим, обходит стол и заверяет, что Олега нет.
– Чем увлекаешься, помимо ЧГК?
– Учусь в БГУ, на факультете прикладной математики и информатики, программирую. Еще читать люблю. Одна из любимых книг – «Мир Софии» Юстейна Гордера. Впервые прочитал ее в детстве, и она произвела на меня большое впечатление.
– Игра ЧГК возникла в России больше 40 лет назад, у нас ее снимают уже девятый год. Почему не угасает ее популярность?
– Это одна из немногих передач, которую никому нестыдно смотреть. Она понятна обычным телезрителям и интересна интеллектуалам. Еще это единственный формат телешоу, который является оригинальным для стран постсоветского пространства. Он был придуман Владимиром Ворошиловым, похожих передач в странах Западной Европы мы не найдем.
– Почему молодежь приходит в команду?
– Молодежи это интересно, потому что это способ выделяться. Ты можешь пойти в бар, попить пива, а можешь сыграть в паб-квиз и показать всем, какой ты умный.
Обычно в ЧГК затаскивают в школьном возрасте. Вообще в интеллектуальные игры ты приходишь один раз и остаешься на всю жизнь. Думаю, бывших членов ЧГК не бывает.
– Что скажешь о современной молодежи?
– Она очень хорошая. Молодые люди увлекаются саморазвитием, стараются быть полезными, если не для государства, то хотя бы для себя. Накапливают значительный интеллектуальный капитал и стремятся его реализовать. У них для этого больше возможностей, и они гораздо быстрее учатся, нежели предыдущее поколение. К примеру, обращению с компьютером, иностранным языкам. Раньше трудно было представить молодого белоруса, который будет хорошо знать даже английский, а сейчас таких много. Мне кажется, что современные молодые люди лучше, чем их родители, а наши дети будут еще лучше, чем мы.
– С какой мыслью идешь по жизни?
– Я хочу, чтоб моя жизнь была интересной. Не надо сидеть дома на диване, надо что-то делать. Я, конечно, не самый активный человек, но узнать что-то новое мне всегда интересно.
– Свое будущее видишь в Беларуси?
– Скорее, да. Я очень люблю Минск, мне тут нравится, я не хочу никуда уезжать. К тому же, мне очень повезло со специальностью, которую я выбрал. Профессия программиста у нас довольно высокооплачиваемая, поэтому я смогу жить хорошо и тут.
– Как ЧГК изменила твою жизнь?
– Я нашел много друзей, нашел Лизу (девушка Валентина). С ней мы встретились в лагере, который Белорусская лига интелектуальных команд организовывает для школьников каждый год.
Здесь вообще встречаешь много амбициозных людей своего возраста, которые интересуются тем, чем, казалось, бы не должны. Например, наша команда обсуждает романы Кафки, хотя нашим сверстникам кажется странным, что кто-то читает такую сложную абстрактную литературу. Но не стоит думать, что мы читаем и смотрим только что-то высокоинтелектуальное. Среди знатоков очень много фанатов комиксов, «Игры престолов».
Кроме того, игра развивает общительность. Интелекуалы по своей природе довольно замкнутые люди, а так они находят похожих на себя людей и перестают быть скрытными. Растет скорость выражения мыслей, уровень эрудиции, развивается находчивость, умение работать в команде и быстро находить ответы на вопросы.
Фото Дмитрия Шеметкова и Ольги Урванцевой.
Алина Болбас
Студентка факультета журналистики БГУ.