«Твое основное дело сейчас – уроки зубрить и не выпендриваться в школе». Если ты часто слышишь такие слова от взрослых, знай, что это устаревший подход.
Как стать успешным?
Хорошая оценка в школе вовсе не гарантирует, что у человека будет все отлично получаться в реальной жизни. Сейчас утвердилась новая концепция успешности личности – «4 К». Что это такое, рассказывает психолог, координатор Центра дружественного подросткам «Доверие» Валентина Шукан.
Согласно концепции «4 К», человеку необходимы четыре ключевых навыка: критичность, креативность, коммуникация, кооперация. То есть человек должен быть личностью с креативным и критическим мышлением, уметь общаться и работать в команде.
– Как должна меняться школа и семья, чтобы формировать такие навыки?
На уроках, например, должно быть больше коллективной работы, а не индивидуальной. Наши тренинги с подростками подтверждают, что даже если человек ничего не знал, от партнеров по команде он получит необходимую информацию и лучше ее усвоит, нежели читая учебник в одиночку. Чтобы развивать критичность и креатиность мышления, взрослым нужно поощрять нетривиальные решения и высказывания детей, их вопросы, а не порицать, как это часто происходит в школе или семье, из-за чего дети боятся высказывать свое мнение или ошибаться, отстаивать свою позицию.
Когда я спрашиваю у родителей, какие три самые главные задачи в подростковом возрасте, все отвечают: учиться, учиться и учиться. Это здорово, но учить нужно не только физике и географии, но и контролировать свои импульсы и эмоции, дружить, выбирать партнера.
Наша задача – не удерживать детей в зависимом и подконтрольном положении, как можно дольше, а откликаться на их потребности в сепарации (отделении), самореализации и самоопределении и ненавязчиво сопровождать их на протяжении переходного периода.
Анна Крючкова