Читателей поэзии сегодня не так много, как в «стадионные» шестидесятые, например, но это ничего не говорит о качестве текстов. Сетевая поэзия – далеко не синоним всей современной поэзии, не все начинается и развивается в сети. Но это самый удобный и самый простой для восприятия способ открыть для себя поэзию двадцать первого века. Можно ли сегодня стать поэтом и где публиковаться?
В перенасыщенном информацией пространстве многим кажется, что литература постепенно умирает или уже мертва, что интеллектуальные эксперименты, исследования человеческой природы и души, отражение острых социальных проблем в словах заменены визуальным искусством. Однако, это не так.
Дело в том, что литература в принципе неплохо адаптируется и упорно не вымирает даже в самые неподходящие для нее времена. В жестоком двадцать первом даже поэзии нашлось местечко, причем не так уж далеко от нашей всеобщей среды каждодневного обитания – в Интернете.
Понятие «сетевая литература» возникло еще в 90-е и обозначало разные экспериментальные формы, приспособленные для существования в интернете. Теперь немногочисленные теоретики определяют «сетевую литературу» чуть ли ни как весь массив литературных текстов, находящихся в интернете. Более привычным и конкретным понятием стала сетевая поэзия. Сетевой поэт – это практически то же самое, что и блогер, только основной его контент – стихи.
Сетевая поэзия сформировалась как раз тогда, когда особую популярность получили социальные сети. Так что большая ее часть существует там, где ее читатели. Для русскоязычной молодежи локация очевидна – Вконтакте. В последние несколько лет руководство платформы поняло, что их социальную сеть удобно использовать для публикации оригинального контента, и появились службы поддержки авторов – сервис Прометей, который управляет рекомендациями, и сервис Немезида, который следит за плагиатом.
В общем, сетевая поэзия – это своеобразная переходная форма творчества, которая характеризуется способом распространения. Для молодых авторов это просто удобнее и некоторым даже позволяет вывести литературу из категории хобби. Когда у человека есть лояльная аудитория, с ним охотнее работают издатели и различные проекты. В социальных сетях эту лояльность получить гораздо проще: они дают возможность наблюдать не только за творчеством, но и за обычной жизнью автора.
Фото: vk.com/public9073074
В первую очередь стихи публикуются в авторских сообществах или (очень редко) на личных страницах авторов. Паблик – полноценная площадка для взаимодействия. Новая публикация вызывает мгновенную реакцию у читателей. Наравне со стихами в сообществах появляются прозаические тексты, новости из жизни автора, анонсы концертов, книг, встреч и других любых проектов с участием поэта.
Но куда идти, если ты впервые услышал о сетевой поэзии и не знаешь ни одного автора? Для этого имеются тематические группы, их не так уж и мало, у каждого своя специфика. Я расскажу про две.
В период расцвета сетевой поэзии самым популярным был и остается по сей день паблик с названием «чай со вкусом коммунальной квартиры». Сейчас в нем 587 тысяч подписчиков. Почитав его, можно сложить представление о сетевой поэзии как своеобразном жанре. Большинство публикаций в «чае» отличаются стилистической простотой, использованием эстетики обыденности и быта, рефлексивностью, сосредоточенностью на внутреннем мире, эмоциях.
Фото: https://vk.com/living.poets
Есть еще один крупный проект, абсолютно противоположный «чаю» - «Живые поэты». В нынешнем году ему исполнится пять лет. Подписчиков в паблике основательно меньше, но это оправдано. Первое их отличие как раз и заключается в том, что проект в основном направлен на оффлайн-деятельность. Второе отличие – авторское разнообразие. Корпус авторов «Живых поэтов» включает в себя как очень известных людей вроде Бориса Гребенщикова, так и абсолютно неизвестных авторов. «ЖП» – это своеобразный альманах стилей, в нем есть авторы «чая», экспериментаторы, верлибристы, рэперы и рок-музыканты. Почитав стену паблика «Живых поэтов», можно узнать, насколько широко понятие современной поэзии.
Условно говоря, сетевая поэзия – это любительская поэзия. Однако, во-первых, понятие профессионализма в литературе довольно спорное. Во-вторых, явление стало очень популярным и является нишей в современном литературном процессе. Так что те, кто будут писать учебники о литературе начала ХХI-го века, обязательно упомянут сетевую поэзию.
Если вы решите ознакомиться с примерами стихов на тех ресурсах, о которых я упомянула выше, то увидите, что они мало похожи на тексты из хрестоматий и учебников. Основная причина – современность и актуальный язык. Возможно, за счет этого снижается степень возвышенности, и современные стихи не вызывают такого трепета, как произведения Серебряного века. Но в них люди узнают свои эмоции, свои проблемы, свою реальность, сталкиваются с интеллектуальными вызовами, расшифровывают смыслы.
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, Telegram и будь в курсе свежих новостей!
Дарья Смирнова
Поэтесса, выпускница кафедры литературно-художественной критики журфака БГУ.
Победитель и организатор литературного конкурса "БрамаМар"