Cетевая поэзия: чай со вкусом коммунальной квартиры 

3013
0

Дарья Смирнова

Поэтесса, выпускница кафедры литературно-художественной критики журфака БГУ.
Победитель и организатор литературного конкурса "БрамаМар"

2020-01-22

Читателей поэзии сегодня не так много, как в «стадионные» шестидесятые, например, но это ничего не говорит о качестве текстов. Сетевая поэзия – далеко не синоним всей современной поэзии, не все начинается и развивается в сети. Но это самый удобный и самый простой для восприятия способ открыть для себя поэзию двадцать первого века. Можно ли сегодня стать поэтом и где публиковаться?
 

Сетевая литература

В перенасыщенном информацией пространстве многим кажется, что литература постепенно умирает или уже мертва, что интеллектуальные эксперименты, исследования человеческой природы и души, отражение острых социальных проблем в словах заменены визуальным искусством. Однако, это не так. 

Дело в том, что литература в принципе неплохо адаптируется и упорно не вымирает даже в самые неподходящие для нее времена. В жестоком двадцать первом даже поэзии нашлось местечко, причем не так уж далеко от нашей всеобщей среды каждодневного обитания – в Интернете. 

Понятие «сетевая литература» возникло еще в 90-е и обозначало разные экспериментальные формы, приспособленные для существования в интернете. Теперь немногочисленные теоретики определяют «сетевую литературу» чуть ли ни как весь массив литературных текстов, находящихся в интернете. Более привычным и конкретным понятием стала сетевая поэзия. Сетевой поэт – это практически то же самое, что и блогер, только основной его контент – стихи. 

Можно стать популярным? Очень даже можно, если знать, что делать.

Сетевая поэзия сформировалась как раз тогда, когда особую популярность получили социальные сети. Так что большая ее часть существует там, где ее читатели. Для русскоязычной молодежи локация очевидна – Вконтакте. В последние несколько лет руководство платформы поняло, что их социальную сеть удобно использовать для публикации оригинального контента, и появились службы поддержки авторов – сервис Прометей, который управляет рекомендациями, и сервис Немезида, который следит за плагиатом. 

В общем, сетевая поэзия – это своеобразная переходная форма творчества, которая характеризуется способом распространения. Для молодых авторов это просто удобнее и некоторым даже позволяет вывести литературу из категории хобби. Когда у человека есть лояльная аудитория, с ним охотнее работают издатели и различные проекты. В социальных сетях эту лояльность получить гораздо проще: они дают возможность наблюдать не только за творчеством, но и за обычной жизнью автора. 

Публикуем стихи

Фото: vk.com/public9073074

Где публиковать стихи?

В первую очередь стихи публикуются в авторских сообществах или (очень редко) на личных страницах авторов. Паблик – полноценная площадка для взаимодействия. Новая публикация вызывает мгновенную реакцию у читателей. Наравне со стихами в сообществах появляются прозаические тексты, новости из жизни автора, анонсы концертов, книг, встреч и других любых проектов с участием поэта. 

Но куда идти, если ты впервые услышал о сетевой поэзии и не знаешь ни одного автора? Для этого имеются тематические группы, их не так уж и мало, у каждого своя специфика. Я расскажу про две.

В период расцвета сетевой поэзии самым популярным был и остается по сей день паблик с названием «чай со вкусом коммунальной квартиры». Сейчас в нем 587 тысяч подписчиков. Почитав его, можно сложить представление о сетевой поэзии как своеобразном жанре. Большинство публикаций в «чае» отличаются стилистической простотой, использованием эстетики обыденности и быта, рефлексивностью, сосредоточенностью на внутреннем мире, эмоциях. 

Группа поэтов ВК

Фото: https://vk.com/living.poets

Есть еще один крупный проект, абсолютно противоположный «чаю» -  «Живые поэты». В нынешнем году ему исполнится пять лет. Подписчиков в паблике основательно меньше, но это оправдано. Первое их отличие как раз и заключается в том, что проект в основном направлен на оффлайн-деятельность. Второе отличие – авторское разнообразие. Корпус авторов «Живых поэтов» включает в себя как очень известных людей вроде Бориса Гребенщикова, так и абсолютно неизвестных авторов. «ЖП» – это своеобразный альманах стилей, в нем есть авторы «чая», экспериментаторы, верлибристы, рэперы и рок-музыканты. Почитав стену паблика «Живых поэтов», можно узнать, насколько широко понятие современной поэзии. 

Будут ли это изучать в школах?

Условно говоря, сетевая поэзия – это любительская поэзия. Однако, во-первых, понятие профессионализма в литературе довольно спорное. Во-вторых, явление стало очень популярным и является нишей в современном литературном процессе.  Так что те, кто будут писать учебники о литературе начала ХХI-го века, обязательно упомянут сетевую поэзию. 
Если вы решите ознакомиться с примерами стихов на тех ресурсах, о которых я упомянула выше, то увидите, что они мало похожи на тексты из хрестоматий и учебников. Основная причина – современность и актуальный язык. Возможно, за счет этого снижается степень возвышенности, и современные стихи не вызывают такого трепета, как произведения Серебряного века. Но в них люди узнают свои эмоции, свои проблемы, свою реальность, сталкиваются с интеллектуальными вызовами, расшифровывают смыслы. 

Присоединяйся к нам в FacebookВКTelegram и будь в курсе свежих новостей!