Эстонская система образования занимает третью позицию в международном рейтинге оценки образования PISA. По мнению экспертов, лучше и качественнее обучение только в Сингапуре и Японии. Чем так хороша эстонская школа и что в ней особенного, мы узнали из первых рук.
Нашим гидом выступила Лайне Беловас, основатель и директор Noarootsi Gumnaasium (Ноароотсиской гимназии) с национальным конкурсом на поступление. Лайне 40 лет работает в образовании, 35 из них – в статусе директора. Все ключевые изменения в подходах и организации обучения эстонских школьников происходили на ее глазах.
Итак, эстонские дети идут в школу с 7 лет. Обязательным для каждого ребенка является так называемое основное образование – 9-летка. Оно разделено на три этапа:
Для перехода с одного этапа обучения на другой эстонские школьники сдают тесты и экзамены. В первую очередь это необходимо для того, чтобы понять, удалось ли учителю дать ребенку необходимые знания, смог ли он их получить и усвоить. Чуть ниже мы поговорим об этом подробнее.
Надо заметить, что в эстонской школе действует буквенная система оценки знаний, которая соотносится с 5-балльной.
А – отлично (= 5);
В – хорошо (= 4);
С – удовлетворительно (= 3);
D – плохо (= 2);
F – неудовлетворительно, полный провал (= 1).
В гимназиях «алфавит» может быть расширен, предоставляя больше возможностей для объективной оценки знаний учеников (например: А = 5+; В = 5; С = 4+; D = 4 и т.д.). Впрочем, баллы также в ходу, но только при оценивании межступенчатых экзаменов. Для перехода на следующий этап обучения результат тестирования должен быть не ниже «тройки».
До 4-го класса оценки ученикам не выставляются вообще. Уровень знаний каждого ребенка учитель характеризует устно. Такой подход подчеркивает доброжелательное отношение к ученику, понимание его индивидуальных способностей к учебе.
По окончании 9-летней школы, эстонские ребята продолжают учебу в профессиональных и академических гимназиях. Обучение занимает 3 года (10-12 классы). В профессиональных гимназиях мальчишки и девчонки получают специальность и по окончании учебы могут идти работать. В академических гимназиях дают углубленные знания по интересующим предметам для возможности поступления в вуз.
В отличие от школ (где наряду с муниципальными, есть и частные) все гимназии в Эстонии государственные и обучение в них бесплатное. Они располагаются в центрах регионов (уездов) и ориентированы именно на местных детей. Отдельная категория – гимназии интернатного типа (к которым относится и Ноароотсиская гимназия), сюда могут поступать дети со всей страны на конкурсной основе.
Наша гимназия специализируется на углубленном изучении шведского языка. Мы можем принять на учебу сразу 150 детей, – говорит Лайне. – Весь учебный год ученики живут в интернате при гимназии. У них есть возможность на выходные и каникулы ездить домой, а также их могут навещать родители. Но, как правило, мамы и папы привозят детей 1 сентября и в следующий раз появляются в гимназии только на выпускном балу (улыбается – прим. ред.). В Эстонии очень высок уровень доверия родителей к системе образования, школе, учителям, иначе они, наверное, жили бы здесь вместе со своими детьми.
Было время, когда конкурс на поступление в Ноаротсискую гимназию доходил до 10 человек на место. Сейчас он значительно упал и связано это с проблемой, актуальной для многих развитых стран мира: снижением рождаемости. Тем не менее за право учиться здесь каждый год борются по 2-3 человека на место.
Преимущество гимназий интернатного типа и нашей, в частности, в том, что наши ученики, помимо образования получают и социальные навыки, – рассказывает Лайне Беловас. – На протяжении 3 лет самостоятельной жизни они учатся общаться между собой, решать конфликты, поддерживать друг друга. Преподаватели вузов всегда отмечают наших выпускников, подчеркивая, что на фоне «домашних» детей, они более взрослые и самостоятельные. Важно и то, что после окончания гимназии у них сохраняются тесные, дружеские отношения.
В остальном образовательный процесс не отличается от принятого в других учебных заведениях страны. Учебный год начинается 1 сентября. Заканчивается у школьников первых этапов обучения 31 мая, у учеников третьего этапа основного обучения и гимназистов – на две недели позже. В течение учебного года у эстонских детей есть 5 каникул, чтобы отдохнуть от уроков: осенние, рождественские, февральские, весенние и летние. Повсеместно такой режим учебы и отдыха введен в Эстонии только в этом учебном году. Но в Ноароотсиской гимназии это сделали немного раньше.
И мы видим одни плюсы, – подчеркивает Лайне. – Чтобы хорошо учиться, работать, нужно хорошо отдыхать.
Похожим принципом руководствовались эстонцы, организовывая и учебную среду: нельзя ждать высоких результатов, если не создать комфортные условия для учебы.
И есть всего 5 пунктов, чего ученикам делать категорически нельзя:
А теперь впору задаться вопросом: так что же делает эстонскую систему образования одной из лучших в мире? Ведь за исключением незначительных нюансов она очень похожа на нашу.
Главная отличительная особенность эстонского образования в самом подходе к нему.
Говорят, эстонцы не очень религиозные люди, но мы верим в образование, – улыбается Лайне Беловас. – Не надо совершать в школе чудеса и устраивать революцию. Но делать школу лучше – в наших силах. Это то, что мы можем и должны делать каждый день.
Сегодня «золотым стандартом» эстонского образования является то, что:
Валентина Мохор
Журналист