Образование в Эстонии: школа для школьников, а не учителей

5948
0

Валентина Мохор

Журналист

2018-04-03

Эстонская система образования занимает третью позицию в международном рейтинге оценки образования PISA. По мнению экспертов, лучше и качественнее обучение только в Сингапуре и Японии. Чем так хороша эстонская школа и что в ней особенного, мы узнали из первых рук.

Образование в Европе

Нашим гидом выступила Лайне Беловас, основатель и директор Noarootsi Gumnaasium (Ноароотсиской гимназии) с национальным конкурсом на поступление. Лайне 40 лет работает в образовании, 35 из них – в статусе директора. Все ключевые изменения в подходах и организации обучения эстонских школьников происходили на ее глазах.

директор гимназии

Основное образование 

Итак, эстонские дети идут в школу с 7 лет. Обязательным для каждого ребенка является так называемое основное образование – 9-летка. Оно разделено на три этапа:

  • 1-3 класс;
  • 4-6 класс;
  • 7-9 класс.

Для перехода с одного этапа обучения на другой эстонские школьники сдают тесты и экзамены. В первую очередь это необходимо для того, чтобы понять, удалось ли учителю дать ребенку необходимые знания, смог ли он их получить и усвоить. Чуть ниже мы поговорим об этом подробнее.

Надо заметить, что в эстонской школе действует буквенная система оценки знаний, которая соотносится с 5-балльной.

А – отлично (= 5);
В – хорошо (= 4);
С – удовлетворительно (= 3);
D – плохо (= 2);
F – неудовлетворительно, полный провал (= 1).

В гимназиях «алфавит» может быть расширен, предоставляя больше возможностей для объективной оценки знаний учеников (например: А = 5+; В = 5; С = 4+; D = 4 и т.д.). Впрочем, баллы также в ходу, но только при оценивании межступенчатых экзаменов. Для перехода на следующий этап обучения результат тестирования должен быть не ниже «тройки».

До 4-го класса оценки ученикам не выставляются вообще. Уровень знаний каждого ребенка учитель характеризует устно. Такой подход подчеркивает доброжелательное отношение к ученику, понимание его индивидуальных способностей к учебе.

школа в Эстонии

Учеба в гимназии

По окончании 9-летней школы, эстонские ребята продолжают учебу в профессиональных и академических гимназиях. Обучение занимает 3 года (10-12 классы). В профессиональных гимназиях мальчишки и девчонки получают специальность и по окончании учебы могут идти работать. В академических гимназиях дают углубленные знания по интересующим предметам для возможности поступления в вуз.

В отличие от школ (где наряду с муниципальными, есть и частные) все гимназии в Эстонии государственные и обучение в них бесплатное. Они располагаются в центрах регионов (уездов) и ориентированы именно на местных детей. Отдельная категория – гимназии интернатного типа (к которым относится и Ноароотсиская гимназия), сюда могут поступать дети со всей страны на конкурсной основе.

Наша гимназия специализируется на углубленном изучении шведского языка. Мы можем принять на учебу сразу 150 детей, – говорит Лайне. – Весь учебный год ученики живут в интернате при гимназии. У них есть возможность на выходные и каникулы ездить домой, а также их могут навещать родители. Но, как правило, мамы и папы привозят детей 1 сентября и в следующий раз появляются в гимназии только на выпускном балу (улыбаетсяприм. ред.). В Эстонии очень высок уровень доверия родителей к системе образования, школе, учителям, иначе они, наверное, жили бы здесь вместе со своими детьми.

эстонские дети

Было время, когда конкурс на поступление в Ноаротсискую гимназию доходил до 10 человек на место. Сейчас он значительно упал и связано это с проблемой, актуальной для многих развитых стран мира: снижением рождаемости. Тем не менее за право учиться здесь каждый год борются по 2-3 человека на место.

Преимущество гимназий интернатного типа и нашей, в частности, в том, что наши ученики, помимо образования получают и социальные навыки, – рассказывает Лайне Беловас. – На протяжении 3 лет самостоятельной жизни они учатся общаться между собой, решать конфликты, поддерживать друг друга. Преподаватели вузов всегда отмечают наших выпускников, подчеркивая, что на фоне «домашних» детей, они более взрослые и самостоятельные. Важно и то, что после окончания гимназии у них сохраняются тесные, дружеские отношения.

В остальном образовательный процесс не отличается от принятого в других учебных заведениях страны. Учебный год начинается 1 сентября. Заканчивается у школьников первых этапов обучения 31 мая, у учеников третьего этапа основного обучения и гимназистов – на две недели позже. В течение учебного года у эстонских детей есть 5 каникул, чтобы отдохнуть от уроков: осенние, рождественские, февральские, весенние и летние. Повсеместно такой режим учебы и отдыха введен в Эстонии только в этом учебном году. Но в Ноароотсиской гимназии это сделали немного раньше.

И мы видим одни плюсы, – подчеркивает Лайне. – Чтобы хорошо учиться, работать, нужно хорошо отдыхать.

эстония фото

Учебная среда

Похожим принципом руководствовались эстонцы, организовывая и учебную среду: нельзя ждать высоких результатов, если не создать комфортные условия для учебы.

  • В Эстонии везде школьные здания в хорошем состоянии, теплые и чистые.
  • Всегда в наличии бесплатный wi-fi. Эстонские школьники считают эту «опцию» чем-то из разряда гражданских прав: wi-fi должен быть, потому что его не может не быть.
  • В каждом классе есть необходимые для образовательного процесса принадлежности и оборудование: компьютер учителя, проектор, документальная камера, звуковые колонки.
  • Школы открыты с 8 до 21-30. В течение дня там проходят уроки, дополнительные занятия, кружки по интересам, организованы спортивные секции и тренировки.
  • На перемене ученики могут на свое усмотрение оставаться в классе, идти в спортивный зал, гулять на свежем воздухе.

И есть всего 5 пунктов, чего ученикам делать категорически нельзя:

  • пропускать уроки;
  • вести себя невежливо;
  • употреблять алкоголь и наркотики;
  • после 23-х часов находиться на улице без сопровождения взрослых;
  • ходить по школе в уличной обуви.
 

Кто в школе главный?

А теперь впору задаться вопросом: так что же делает эстонскую систему образования одной из лучших в мире? Ведь за исключением незначительных нюансов она очень похожа на нашу.

Главная отличительная особенность эстонского образования в самом подходе к нему.

Говорят, эстонцы не очень религиозные люди, но мы верим в образование, – улыбается Лайне Беловас. – Не надо совершать в школе чудеса и устраивать революцию. Но делать школу лучше – в наших силах. Это то, что мы можем и должны делать каждый день. 

Сегодня «золотым стандартом» эстонского образования является то, что:

  • учителя согласны с мнением: школа для учеников, а не для учителей;
  • в школе всем должно быть хорошо;
  • учитель исходит из единой государственной учебной программы, но он сам решает, что, как и по каким учебникам преподавать. Он свободен в выборе методик и способов изложения учебного материала;
  • учителя согласны с тем, что учить надо ребенка, а не учить учебник. Прийти в школу и в одиночку решать задачи или читать параграф - это можно делать и дома;
  • все проблемы решаются совместно. В Ноароотсиской гимназии, например, каждый год проводят анонимный опрос среди учеников, родителей, учителей: какие плюсы и минусы есть в школе, в образовательном процессе. Хорошее стараются укрепить, плохое – сообща искоренить;
  • учитель и ученик – равноценные партнеры, а не «главный» и «подчиненный». У школьника всегда есть право на выбор: часть предметов (исключая обязательные к изучению) он выбирает по своим интересам: будь то экономика, религия мира или, например, психология. Так же у него есть право выбирать, как выполнять полученное задание: самостоятельно, в группе или в паре с другим учеником… Очевидный плюс такого подхода состоит в том, что у школьника сохраняется мотивация и интерес к учебе, которые на корню губятся «обязаловкой».
  • всем разрешено ошибаться. В конце концов жизнь не состоит из учебных предметов. Для успеха гораздо важнее общие умения и навыки.
 

Вузы Евросоюза – чем привлекательно обучение в них?