Каждый год среди различных школ, гимназий и лицеев помимо «средняков» и «хорошистов» выпускается гордость любого учреждения образования – медалисты. Сегодня вы узнаете всё о их жизни: каков их длинный путь по достижению к золотой медали, о тонкостях непростой учёбы и не только. На мои вопросы с удовольствием согласилась ответить Екатерина Лемешева – выпускница 2020 года одной из средних школ Могилева.
С чего всё началось: как ты узнала, что твой путь лежит к золотой медали?
— В восьмом классе я поняла, что иду на золотую медаль. Тогда все учителя стали довольно часто говорить о ней. Потому что школьники с восьмого класса обязательно должны учиться на отлично, чтобы после одиннадцатого класса получить заветную медаль.
Чтобы «завоевать» медаль нужно упорно заниматься учебой – это понятно. А помимо нее, какие рамки необходимо соблюдать выпускнику-медалисту, чтобы получить значимую награду?
— Не могу сказать за всех, но точно знаю, что у каждого медалиста свои установки и правила. Возможно, только мне так казалось, но я всегда как-то отличалась от остальных медалистов: старалась всё слушать и запоминать на уроке, чтобы не тратить время на домашнее задание, а дома – заняться более полезными делами, которые уж точно мне пригодятся. Единственное, что я сейчас осознала – я никогда не перечила учителям, и в начале младших классов была тихоней-тихоней.
Помимо хорошей учёбы, будущим медалистам нужно принимать какое-либо участие в школьной жизни?
— Лично я всегда старалась быть активной ученицей: участвовала в различных акциях, выступала на концертах или в том же детском доме на утреннике. Мне это, в принципе, нравилось, и, я считаю, что невозможно вечно сидеть за книгами, нужно хоть как-то отвлекаться, проводя время с пользой для других.
Возможно ли выпускникам-медалистам совмещать всё сразу: учёбу, хобби и прогулки?
— Крайне редко будет это получаться, особенно в период 9, 10, 11 классов, мне кажется, это совершенно невозможно. Всегда приходилось выбирать что-то одно. Но, например, прогулки и учебу совмещать всё же немного удавалось.
С первых классов некоторые родители заставляют своих детей прилежно учиться, но далеко не все школьники заинтересованы в учебе в начальных классах. Расскажи, ты сама хотела хорошо учиться или это было больше желание родителей? Ты училась хорошо с младших классов или чуть позже?
— Изначально, конечно, это была инициатива родителей. Они мне постоянно твердили, что это пригодится в жизни, поэтому нужно всегда хорошо учиться и все доделывать до конца. Честно говоря, я и сама была частично заинтересована в учебе, мне это нравилось, потому что для меня это было чем-то новым и необычным. Успехи в учёбе я делала уже с первых классов.
Как родители отреагировали на долгожданную медаль? Тебя как-нибудь за это вознаградили?
— Родители были безумно рады, так как это первая золотая медаль в нашей семье. Пока что не вознаградили, но к концу лета после вступительной кампании, думаю, чем-нибудь поощрят (улыбается).
Давай немного отвлечемся от учебы, расскажи, какие у тебя были или ,может, есть хобби?
— В период с седьмого по восьмой класс я профессионально занималась баскетболом, но не смогла совмещать это со школой, поэтому пришлось бросить. В свое свободное время мне нравится читать полезные для развития книги.
Существуют ли какие-нибудь преимущества или льготы у выпускников-медалистов?
— Единственное преимущество золотой медали в том, что я могу без сдачи централизованного тестирования поступить в Могилёвский государственный педагогический университет им. Кулешова на учителя абсолютно любого предмета.
По-твоему, в чем смысл медали: показатель достижения цели или привилегия для чего-либо?
— Я получала медаль, чтобы доказать себе, в первую очередь, что я ее достойна, что я могу и что не зря все эти годы я так усердно старалась. Мелочь, а приятно.
Как считаешь, изменилась бы твоя жизнь, если ты была, допустим, хорошисткой? Стала бы такая жизнь отличаться от твоей нынешней?
— Думаю, что моя жизнь ни капельки бы не изменилась и была бы совершенно такой же, потому что оценки, увы, не показатель. Как говорила ранее, я воспитана так, что должна все выполнять до конца, все делать старательно, поэтому считаю, что я бы была неплохой хорошисткой.
У многих складывается впечатление, будто медалисты днями и ночами сидят за учебниками, поэтому времени на личную жизнь у них попросту не хватает. Это правда? Чтобы учиться хорошо, жертвовала ли ты, например, прогулками с друзьями, или всё успевала?
— Да, до десятого класса я редко гуляла с друзьями, потому что всё свое свободное время посвящала учёбе. Хотела перейти в более престижное заведение – лицей, поэтому морально готовилась к тому, что мне придется постоянно много учить. Однако позже я передумала, решила всё же остаться в школе. Здесь я совмещала всё: и прогулки, и учёбу, и репетиторов. Школой я старалась заниматься непосредственно в школе, а репетиторами я занималась каждый день, но понемногу, что мне очень помогло. Вечерами выходила гулять, чтобы развеется и освежиться.
Почему решила остаться в школе?
— У меня всегда было желание перейти в лицей, я уже даже записалась на экзамены, подала все документы, однако чуть позже стала сомневаться: всё-таки нагрузка там серьезная, все предметы преподаются на повышенном уровне. В последний момент я решила остаться в школе, поэтому забрала документы из лицея. Сейчас я в какой-то степени жалею об этом, но останавливаю себя на мысли, что нельзя ни о чем жалеть.
Если не секрет, куда и на какую специальность желаешь поступить?
Этот вопрос является для меня самым тяжелым, даже на данный момент, когда я уже сдала ЦТ, так как все предметы я знаю на одинаковом уровне, и думаю, что результаты будут схожи. А на какую специальность я пойду, пока что, – неизвестно: если я выберу юрфак БГЭУ, то позже я поступлю на второе высшее, связанное с экономикой, или, возможно, сразу пойду на экономическую специальность, например, «финансы и кредит» или «менеджмент». Все будет зависеть от баллов ЦТ, но я все равно в себе уверена и свой уровень знаний, как мне кажется, я подтвердила.
Что пожелаешь ученикам, только начинающим идти на медаль?
— Желаю сил и терпения, чтобы никто не сломал вас, пока вы идете к этой цели, потому что это как-никак 11 лет кропотливой работы.
Евгений Ксендзов
Абитуриент факультета журналистики БГУ