Сейчас поступление в университеты за рубежом стало действительно реальным и доступным для белорусов. Можно выбрать ВУЗ буквально в любой стране, поступить и пройти обучение. Моей собеседницей стала специалист по туризму, которая работает в одной из столичных туристических компаний. Она буквально со школьной скамьи мечтала учиться за рубежом, и ей это удалось. Как выбрать зарубежный вуз? Сколько стоит обучение и жилье? Чем отличается жизнь студента в Чехии от Беларуси?
– Не могу сказать, что учеба за рубежом была модным веянием того времени. Наоборот: редкостью, и казалась абсолютно невозможной. Оказывается, мои родители тоже думали об этом. Огромным плюсом была, конечно, возможность бесплатного обучения в государственных вузах страны. Наконец настал день, когда они пригласили меня на «серьезный разговор» и предложили поступать в университет за границей. С одной стороны, мои мечты стали сбываться, а с другой – я не совсем понимала, как это все будет происходить в действительности и с чего начать. Мне даже стало страшно!
– Я не выбирала. Все как-то само собой сложилось. Изучая тему образования в Европе, я узнала, что обучение в государственных вузах Чехии бесплатное для всех и что можно подать документы на получение гранта. Мне удалось пройти несколько этапов, я дошла до последнего – собеседования с консулом в посольстве. Несмотря на мое волнение, все прошло великолепно. Выбирали между тремя кандидатами из Беларуси. Меня похвалили, однако грант получила не я. Но это обстоятельство побудило меня задуматься об обучении именно в Чехии.
– Я ничего не знала об этой стране и никогда там не была. На протяжении года (это был мой 11-ый класс) изучала чешский язык на курсах в Минске. Сдала экзамен и получила сертификат на уровень А2. Одноклассников и преподавателей в школе я решила не посвящать в свои планы, потому что не знала, как на самом деле все сложится. О моей подготовке к поступлению не знал практически никто. Параллельно был этап сбора документов для выдачи визы и подготовка к собеседованию в посольстве. Визу я получила в день своего выпускного! И ЦТ, соответственно, уже не сдавала.
Я оканчивала Минскую государственную гимназию-колледж искусств. Получала стипендию Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи за победу в республиканском конкурсе по живописи. Несмотря на это, выбрала экономическую сферу, которую посчитала гораздо нужнее сферы творческой.
В феврале ездила на дни открытых дверей в вузы Чехии, чтобы понять, к чему больше лежит душа. В этой стране можно подавать «приглашки» (так называется подача заявлений в чешские вузы). Их может быть сколько угодно, и подавать можно в вузы по всей Чехии. Затем необходимо сдать экзамены. Оплачивать нужно отдельно – в каждом вузе. Когда приходят результаты изо всех университетов, можно выбрать, в каком бы ты хотел (-а) учиться. Я подавала документы в 7-8 чешских университетов, и мне удалось поступить в 5 из них. Но только держа в руках конверты с ответами «Вы приняты», я осознала, что изучать экономику – это вообще не мое направление. Я выбрала частный университет – Институт отельного бизнеса в Праге. Обучение было платным. Свое решение обсудила с родителями. Я так благодарна им за то, что они одобрили мой выбор!
– Первый год я училась в Институте языковой и профессиональной подготовки при Карловом университете в Праге. Это был подготовительный курс, где изучался чешский язык до уровня B2, а также предметы, которые нужны были для сдачи экзаменов в вузы: английский, логика, математика. Еще я брала дополнительные уроки французского. А все предметы были на чешском языке.
Я закончила бакалавриат по специальности «Менеджмент гостиничного и ресторанного бизнеса» (так это нострифицировали в Беларуси) и на базе этого же университета – магистратуру по специальности «Инновационный менеджмент в гостеприимстве».
Училась 5 лет, плюс подготовительный год до обучения, которое тоже проходило на чешском языке. Оплата составляла 32.500 крон за семестр (это ориентировочно 1300 евро). Для тех, кто учился на английском, обучение на бакалавриате было дороже, а в магистратуре дешевле.
Я оплачивала около 280 евро в месяц. Дороже, чем в общежитиях при государственных университетах, но дешевле, чем снимать квартиру одной. Если же делать это вдвоем, то приличную квартиру можно снять из расчета на одного человека за эти же деньги + коммуналка, значит, дороже.
– Обучение проходит очень интересно. Там нет кураторов и руководителей групп. У тебя есть только ты и твоя страница в информационной системе университета. ТАМ ВСЕ! Расписание, информация по изменениям/переносам занятий, оценки, результаты и разные сообщения. Все это скрыто под твоим паролем и UČO (это идентификационный номер, который получает каждый студент на весь период учебы).
Учиться хорошо, конечно, непросто. Преподаватели относятся к иностранным студентам точно так же, как к чешским, или даже строже. Все учатся в одной группе. Нет никаких разделений на иностранцев и чехов. На протяжении семестров оценки не ставят.
Домашнего задания как такового тоже не было. Были практические работы в виде задач по статистике, презентации, проекты. Но это чаще всего засчитывалось как «зачет». Первые оценки, которые и стали окончательными, я получила только на экзамене. Все оценки заносят в информационную систему.
Система оценивания знаний в Чехии – это латинские буквы от A до E, где А – это «отлично», а E – минимальный проходной балл. Если получаешь FX – пересдача.
Что касается изучаемого, то в чешских университетах нет никаких «школьных» предметов, как в вузах Беларуси на первом курсе. Нет физкультуры (я говорю конкретно про свой университет) и курса философии. Да, было много часов экономики, статистики, бухгалтерского учета, информационных технологий.
В основном, были предметы, касающиеся исключительно профессии: туризм, основы отельного бизнеса, управление санаторно-курортными предприятиями. Но самое интересное, что было много практических предметов, таких, как кулинария, основы профессии официанта, правила приготовления коктейлей, а также основные принципы сочетания вина и еды.
Нас учили готовить утку и кнедлики прямо в университете на специальной кухне. Показывали, как правильно смешивать коктейли, а потом мы их дегустировали прямо на парах. На последнем семестре мы каждый четверг пробовали по несколько видов вина. Нас научили понимать их кислотность, танины, цвет. Мы сочетали вино с разными видами сыра, мясных изделий и записывали все свои наблюдения. Иначе как бы я узнала, что к мороженому хорошо подойдет бокал полусухого Рислинга, а с белым мясом, например, кролика, сочетается сухое Шардоне?!
– С ними отдельная история. Каждый семестр было несколько предметов, которые назывались ключевыми. Это значит, что в этом семестре на сессии ты обязательно должен сдать именно эти два-три экзамена, или тебя не допустят далее к обучению. А остальные экзамены ты можешь сдавать хоть на протяжении всего года.
На экзамен нужно записаться – тоже целая схема. В системе преподаватель выставляет даты, время и количество человек, которых он сможет принять в этот день – и ты буквально вылавливаешь нужное время и дату экзамена!
Часто бывали случаи, когда давалось, например, всего по 5 мест в день. А всем, конечно, хотелось скорее все сдать и забыть. Нам приходилось прямо сидеть в телефонах и ждать «час икс»! Иногда чуть ли не до драк доходило отвоевывание возможности сдать экзамен в первых числах. Однажды после открытия записи на экзамен за первые пять минут были заняты все 30 мест на целую неделю! И пришлось ждать, когда преподаватель выставит еще даты.
Самое интересное происходило в день, когда был выбор темы и руководителя для диплома. Схема точно такая же, как с экзаменами: заранее в системе выставляются возможные темы дипломов с прикрепленными к ним фамилиями преподавателей и оппонентов. Студенты изучают список и решают для себя, какую тему они хотели бы осветить. И в один из дней в определенное время открывается запись! Дальше все понятно: интернет-борьба по принципу «кто первый успел», пока система не зависла.
– В частных университетах Чехии повсюду можно услышать русскую речь. В основном, это были студенты из России, Казахстана, реже из Украины и Беларуси. Много было словаков. Например, в моей группе в магистратуре было всего 5 коренных чехов, остальные словаки. Чешские студенты свободно говорили на словацком и свои презентации, дипломы тоже защищали на словацком языке.
– Поступив в университет, я уехала в Чехию. Прежде всего, хотелось узнать о жизни в другой стране, получить опыт бесконечных путешествий, эмоций и, в конце концов, диплом. У меня не было целью закрепиться и остаться там. В то время в Минске меня ждала семья, муж. Это мое богатство. Поэтому расставляя приоритеты, я выбрала семью, и ни капли не жалею. Потому что знаю, что в любой момент, если будет острая необходимость, я смогу опять вернуться. Но нужно ли мне это сейчас? Не уверена. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше.
– Ну... с дипломом нет. Мой первый диплом был на тему маркетинговых коммуникаций в ресторане, а по второй специализации – о сравнительном анализе маркетинга в санаторно-курортных предприятиях Чехии и Беларуси. В целом, отрасль та же. Можно смело сказать, что я работаю по специальности, хотя сейчас это редкость.
– Конечно! Это невероятный опыт, но не каждому под силу пройти этот путь.
Все новости, статьи, события с тегом "Традиции школьников", "Учеба", "Школьная_жизнь"
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК, ОК и будь в курсе свежих новостей!
Валентина Оксюковская