Художница Ольга Хатковская о профессии Digital artist/Illustrator

4002
0

Анна Данилова

Журналист

2024-02-01
За цифровым творчеством художницы Оли Хатковской следят 202 тысячи подписчиков в Инстаграм-аккаунте @olgakhatkovskaya, где она создает гифки и маски, и еще почти 7 тысяч в арт-аккаунте @olly_kit.

Мы расспросили Олю о том, как иллюстратору найти свой стиль, когда нужны Behance, Dribbble, Pinterest и что такое Inktober, ради которого она готова отказаться от заказов.


Цифровой художник (digital artist/Illustrator)



Оля, как ты стала художником? Сколько тебе было, когда начала рисовать?
 

Рисовала я с детства, как только получила в руки карандаш в первый раз. В пятом классе мама перевела меня из общеобразовательной школы в художественную. Помню, что кроме рисования еще увлекалась вязанием, плетением, вышивкой, лепкой, в общем всеми творческими занятиями, которые тогда были доступны.

Мама видела меня художником, мечтала, чтобы я училась в минской Академии искусств. После 10-го класса я поступила в Гомельский художественный колледж. Была рада, что обошлось минимальным количеством экзаменов: диктант (русский или белорусский на выбор), рисунок, живопись и композиция. К слову, поступала в колледж я несколько лет подряд.

Преподаватели активно подбивали студентов идти на «Живопись» или «Декоративно-прикладное искусство» («курс, на минуточку, набирают только раз в 4 года!»). Но я выбрала специальность «Дизайн». Первый год прошла на платное, но вернулась в 10-й класс обратно в школу. Хотелось на бюджет, поэтому заново поступила на следующий год.

У меня получилось хорошо зарекомендовать себя по общеобразовательным предметам, творческие проекты также получали высокие баллы. На втором курсе я уже поняла, что мне не место в колледже. Хотела перевести документы в минскую Академию искусств. Но в бухгалтерии запугали какими-то огромными суммами, которые нужно будет выплатить при уходе. И я осталась.

На третьем курсе друг порекомендовал меня ребятам, которые открывали собственную анимационную студию «Chin Up» в Гомеле. После учебы я стала работать у них на полставки — рисовала фоны к мультикам.

После окончания колледжа предстояла отработка учителем рисования в деревеньке, но, по счастью, ребята из «Chin Up» забрали меня к себе. В итоге я проработала там больше пяти лет. Пожалуй, это мое самое любимое место работы за все время.



Как ты считаешь, нужна ли художнику корочка — диплом об окончании какого-то профильного учреждения?
 

Я думаю, что после школы нужно обязательно куда-то поступить. В ссуз или вуз — неважно. Главное — окружить себя социумом из рисующих людей, подружиться, зарекомендовать себя в новых кругах, пройти испытания, которых не встретишь в художественной школе: проекты, дедлайны, конкурсы, практики, дипломы и т.п.


Несколько лет назад ты уехала из Беларуси и стала жить и работать в Москве. Почему это произошло?
 

Это был период, когда мое сотрудничество со студией «Chin Up» закончилось. Нужно было искать новое место работы. К тому времени в Беларуси стали появляться законы о тунеядстве и лимиты на покупки с заграничных сайтов... Мы с моим парнем решили поинтересоваться, что предлагают в соседних странах, нашли вакансии художников компьютерной графики в Mail.ru и уехали в Москву.

Работать в такой крупной компании — кайф. Он продолжался несколько лет. Но в итоге из-за некорректного отношения вышестоящих людей я все же решила уйти. После увольнения хотела отдохнуть от работы в офисе и попробовать себя в блогинге, планировала вести курсы по рисованию и просто рисовать в свое удовольствие. В общем, так и получилось.



Почему у тебя два аккаунта в Инстаграме? Публикаций на них примерно равное количество. При этом существенная разница в числе подписчиков. Как объясняешь эту разницу?
 

Эти вопросы мне задают часто. Два аккаунта, потому что, по моему мнению, должна быть разница между личным блогом и блогом творческим. Не люблю, когда в сторис художника появляются завтраки, соседские собаки, первые снежинки и все такое.

Аккаунт @olgakhatkovskaya — это мой личный блог. Раньше он был ограничен только узким кругом друзей и родственников. В апреле 2019 года я начала делать авторские маски для Инстаграм. Чтобы пользоваться моими масками, нужно было подписаться. Так в очень короткий срок набралось немыслимое количество подписчиков.



Занималась ли специально продвижением, рекламой? Если да, то чем для этого пользовалась?
 

Не-а. Однажды потратила несколько тысяч рублей на таргет, в результате пришло несколько человек. Больше так не ошибалась.

Мне кажется, что реклама — это в какой-то мере навязывание и привлечение незаинтересованной публики. Хочется, чтобы на меня подписывались только заинтересованные люди, готовые понять и поддержать. Так что основной мой способ продвижения в Инстаграме — это сарафанное радио.


Как быстро с момента появления аккаунта появился первый клиент. И как искать клиентов в Инстаграме? Дай несколько подсказок молодым художникам.
 

Самый первый клиент у меня появился, еще когда я училась в колледже и рисовала на заказ открытки, афиши и портреты. Что касается первого клиента из Инстаграма, то, наверное, не вспомню. 

Я человек непостоянный: создам страницу в Инстаграм, потом переключусь на ВК, потом зависаю на Amino, затем период Behаnce, потом в Инсту вернусь, потом на личный аккаунт уйду...

Поэтому часто аккаунт просто подвешен в воздухе без какой-либо активности. Но в последний год прямо удивительно: в творческом блоге почти каждый день (а иногда и по несколько раз в день) в директ приходят интересные запросы. Я ничего для этого не делаю, кроме как рисую арт в ленту, чищу подписки от массфоловеров, магазинов, заброшенных аккаунтов и слежу, чтобы процент вовлеченности в блоге был больше 10%.



Как долго ты искала свой стиль в иллюстрациях? Что вдохновляло? И насколько вообще важно иллюстратору отличаться от коллег?
 

Я все время думала о том, как мне найти свой неповторимый стиль. Корила себя за копирование, за то, что скачу из одного стиля в другой. Сейчас я понимаю, что это не недостаток, а наоборот, достоинство — получается, я могу подстроиться почти под любой стиль и выполнить почти любую задачу!

Свой стиль у меня сформировался только с появлением iPad (рисую в программе Procreate). И его, наверное, можно назвать «рисованием на расслабоне». Я рисую легко, не задумываюсь, как правильно. В голове уже есть все нужные установки, и они просто выходят по запросу.

Раньше я думала, что свой стиль — это то, что отличает от других. Но я ошибалась. Мой стиль в том, чтобы просто позволить себе творить. Я коллекционирую фишечки в рисовании, которые у меня получаются легко, и повторяю их из арта в арт.



У тебя бывают ситуации: вроде и хочу порисовать, но не рисую? Где найти мотивацию для творчества?
 

Важно определить причину демотивации. Навскидку причин может быть три: 1) не знаете, что нарисовать; 2) не знаете, как нарисовать; 3) не хватает времени.

Если не знаете, что нарисовать, — примите участие в челленджах в Инстаграме, например, в #drawthisinyourstylechallenge, где нужно перерисовать арт другого художника в своем стиле.

Не знаете, как рисовать, — пользуйтесь референсами. Создайте на Pinterest свою доску и собирайте туда интересные образы, позировки и ракурсы.

Не хватает времени — остановитесь на небольших форматах рисунков. Они выглядят мило, а времени на их создание уходит, как правило, немного. 



Можно ли стать иллюстратором после прохождения онлайн-курса или обучения в онлайн-школе? Если да, то как правильно выбрать такую школу?
 

Почему бы и нет. Я продолжаю учиться, несмотря на профессиональное образование. К примеру, недавно прошла курс цифрового портрета. Я скажу, что важнее не сама школа или курс, а преподаватель, к которому ты попадешь. В интернете сейчас куча информации — статей на Pinterest, роликов на YouTube, вдохновений на Behance… В общем, если вникнуть, то можно разобраться самому. Кстати, многие именно так и становятся преподавателями в онлайн-школах. Имейте это в виду, когда выбираете, у кого учиться.

Цены на многие курсы очень завышены и часто ограничены по времени. Так что можно пройти курс и ничего из него не вынести, просто потому, что до этого уже нужно быть подготовленным человеком, уже что-то понимать и знать.

Я это наблюдаю по себе на примере купленных книг по рисованию. Листаю их и думаю: «Фигня какая-то, и зачем купила?» А через несколько лет беру в руки эту же книгу и удивляюсь: «А-а-а, так вот что имелось в виду!»

В целом по теме онлайн-обучения могу дать только такой совет: для начала постарайтесь ответить самому себе на вопросы — какие у вас интересы, что вы ожидаете от курса и нужно ли вам это обучение именно сейчас?



Практически каждый год ты участвуешь в известном творческом челлендже Inktober. Чем он интересен для тебя и чем может быть полезен начинающему иллюстратору?
 

Inktober (от англ. ink — тушь и october — октябрь) — один из челленджей для художников, который традиционно проходит в течение всего октября. Это соревнование запустил американец Джейк Паркер в 2009 году, и он очень полюбился художникам со всего мира.

Правила таковы: каждый день участники рисуют по одной работе по теме. Работы выполняются черной тушью или «цифровой тушью». В итоге у них получается тридцать один рисунок.

Для меня Inktober — это особое событие, из-за него октябрь становится по настроению таким же праздничным, как и предновогодний декабрь. Не беру заказы на этот месяц, не планирую поездки, прошу, чтобы меня не беспокоили, и стараюсь побольше отдаться творчеству — так я люблю Inktober. Но получается не всегда, к сожалению.

Чем для меня интересен челлендж? Обычно я ставлю себе задачу получить на выходе серию картинок, которые потом можно применять для различных целей: делать открытки или артбук, наклейки или еще что.

Тем же самым он может быть полезен всем начинающим иллюстраторам. Это отличный способ научиться работать быстро, прокачаться в рисунке и проверить себя на прочность. С каждым годом число участников увеличивается в геометрической прогрессии, так что снискать какую-то славу на Inktober вряд ли получится.



Ты также выкладываешь иллюстрации на площадке Behance. Что дает эта площадка?
 

Я обожаю Behance. Для меня это такой универсальный инструмент для портфолио! Нет ничего проще, чем оформить пару работ в кейсы и затем отправлять потенциальным работодателям ссылку на них.

Если вас еще нет на Behance, пора уже это сделать. И быть готовым к тому, что в любой момент вас могут заметить и предложить интересный заказ.

Не рассчитывайте особо на лайки и поощрения от блуждающих там людей. Просто относитесь как к своему красивому и аккуратному портфолио. Не забудьте указать там актуальные страницы в соцсетях для связи. К слову, все заказы, что мне приходили из Behance, были просто отличными.


Что скажешь про подобную платформу Dribbble?
 

Dribbble от меня как-то далек. Мне кажется, что эта площадка больше рассчитана на не русскоязычную публику. Мне удобнее работать и общаться именно на родном языке.

При этом лично для меня Dribbble стоит выше Behance. Когда я решу выкладывать туда работы, это будут самые сливки среди моих проектов, с 3D и анимацией.



Чем помогает в работе Pinterest?
 

Говорить о том, что Pinterest является неиссякаемым источником вдохновения, трендов и референсов, думаю, не нужно. Бывает, что в директ Инстаграма мне пишут, что нашли меня через Pinterest. Так что эту площадку нужно обязательно использовать и выкладывать там топовые работы со ссылкой на активную страницу в Инстаграме (или в другой соцсети). 


 А на бумаге уже не рисуешь?
 

Редко, планшет закрывает мои нужды на 100%. С ним я мобильна, он раскрывает новые грани навыков, помогает делать арт более аккуратным, к чему я в творчестве и стремлюсь. В жизни нет, в творчестве да.



У тебя случались кражи контента? Как иллюстратору защитить свои работы, выложенные в открытом доступе в соцсетях?
 

Не-а, такого не было. В один момент даже задумалась: «А почему у других воруют, а у меня нет?» Но потом поняла, в чем дело: я не создаю хайповый контент, известна в достаточно небольших кругах, и моя целевая аудитория — это взрослые разумные люди, понимающие, что это некомильфо. Так что красть — не крадут, но иногда просят использовать. Например, картинки на тему мирных митингов в Беларуси. Таких просьб было удивительно много.

Как себя обезопасить? Ставить на работах свою подпись, чтобы ее было сложно замазать. И время от времени проверять работы через «Яндекс» или «Гугл»-картинки.

 
И последний вопрос: кого посоветуешь читать/смотреть в Инстаграме?
 

Я критично мало читаю и интересуюсь художниками как личностями, но очень ценю визуальную составляющую. Коллекционирую блоги с приятной глазу картинкой, где можно поучиться, развить насмотренность, чувство гармонии, прекрасного и цвета. Вот несколько художников, на которых я подписана в Инстаграме: @loisvb, @sibylline_m, @albabbgg, @invi_art, @coretanino, @gabriel.souareszz, @heikala.



Присоединяйся к нам в FacebookВКInstagram и будь в курсе свежих новостей!