«Война состоит только из плоти и душ простых солдат». Литература «потерянного поколения»

284
0
Теги: Книги

Иван Аксинушкин

2020-06-22

К сожалению, война присутствовала на всех этапах развития человеческой истории. Люди воевали за веру, территорию, влияние, ресурсы. Однако суть войны всегда оставалась одной и той же: выжженная земля, огромные человеческие потери и беженцы, революции, голод, эпидемии.

Первая мировая война во многом отличалась от предыдущих военных конфликтов. С её началом завершается эпоха Нового Времени, а в западной историографии и литературе она получает наименование «Великой». Последствия войны породили феномен «потерянного поколения». Его воплощение в мировой литературе и станет темой сегодняшнего обзора.

 

Книги о войне

По своим масштабам и числу жертв Великая война была беспрецедентной (пока вторжение нацистских войск на территорию Польши не положило начало для ещё более разрушительного конфликта). В «Великой войне» впервые были использованы танки, химическое оружие, совершенствовались авиация, флот и артиллерия. Лишить жизни сотни и тысячи человек за несколько мгновений стало гораздо проще, и человеческая жизнь, вопреки гуманистическому учению, перестала быть ценной. 

«Потерянное поколение» – молодые люди, своими глазами увидевшие смерть и успевшие замарать в крови руки. Увиденные кошмары сломали психику многих из них: у людей начались проблемы с социализацией, появилась алкогольная зависимость, депрессия, склонность к суициду. Писатели, отразившие в своих произведениях этот феномен:

  • Эрнест Хеммингуэй; 
  • Эрих Мария Ремарк; 
  • Ричард Олдингтон;
  • Анри Барбюс;
  • Френсис Скот Фицджеральд и др.

Творчество некоторых из них мы и затронем.

Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие»

 
Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие»

Начнем с одного из наиболее влиятельных писателей XX века, в 1954 году удостоенного Нобелевской премии. За более чем 60 лет жизни Хемингуэй успел поучаствовать в Первой и Второй мировых войнах, гражданской войне в Испании, жил во Франции, Италии, Латинской Америке и Африке. За это время он переболел сибирской язвой, пневмонией, малярией, раком кожи, пережил разрыв почки и селезенки, гепатит, две авиакатастрофы и ряд других недугов, однако умер от собственной руки – писатель ушел из жизни, застрелившись из дробовика в собственном доме. 

«Прощай, оружие!», пожалуй, самое известное произведение Хемингуэя. Главный герой - служащий в санитарной части итальянских войск tenente (по-итальянски, лейтенант). Он американец, прибывший на фронт добровольно, поскольку США ещё не объявили войну Германии. В результате бомбардировки лейтенант получает серьезное ранение ноги и его госпитализируют в Милан. Туда же отправляется молодая английская медсестра, с которой он недавно познакомился. Между людьми вспыхивают чувства. Измученные войной влюбленные в поисках лучшей жизни решают отправиться в Швейцарию.

Роман довольно подробно рассказывает о тонкостях солдатской, пусть и не окопной жизни. Перед глазами читателя предстают публичные дома для военных, оторванные конечности и измазанный горячей солдатской кровью хирургический стол. Живописно показано отношение распущенных солдат к полковому священнику. Но солдаты прежде всего люди: они рассказывают о своем желании поскорее вернуться домой, обругивают войну и тех, кто ее развязал. 

«Страной правит класс, который глуп и ничего не понимает и не поймет никогда. Вот почему мы воюем»

Герой знакомит нас с кюммелем – видом ликера, самый качественный из которого производился в дореволюционной России и продавался в бутылках-медведях.

«Вот чем всё кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему всё это. Не успеваешь узнать. Тебя просто швыряют в жизнь и говорят тебе правила, и в первый же раз, когда тебя застанут врасплох, тебя убьют».

Тем, кому «Прощай, оружие!» придется по душе, могу посоветовать ещё пару романов Хемингуэя на похожую тематику: «По ком звонит колокол» (партизанское движение во время гражданской войны в Испании), а также «Острова в океане» (Вторая Мировая в Тихоокеанском регионе). К слову, «Острова…» - последнее произведение Хемингуэя, которое, пользуясь черновиками писателя, заканчивали его родные. 

Анри Барбюс «Огонь» 

Анри Барбюс «Огонь»

Барбюс добровольно пошел на фронт в 1914-м, был ранен и комиссован. Позже вступил во Французскую коммунистическую партию, неоднократно посещал СССР. Писатель восхищался деятельностью Сталина, называя его вторым Лениным. Умер от пневмонии в процессе написания его биографии.

А теперь перенесемся во французские траншеи – именно здесь происходят ключевые события произведения. Главный герой, как и его братья по оружию, солдат французского резервного полка. Противники французов – немцы, чаще именуемые в романе бошами. Картины окопной жизни здесь даны достаточно подробно и ярко. Смрад от лежащих в грязи трупов и бегающих по баракам крыс со всей своей едкостью пробивается в ноздри. 

Мой товарищ шагает, повесив голову: он показывает мне поле и говорит: 

- Здесь кладбище! Оно было здесь, а теперь оно везде.

Солдаты играют в «манилью» (карточная игра), ждут еды и писем. Отдельные эпизодические сцены являются очень захватывающими. Так, например, герои знакомятся с немецкими солдатами из Эльзаса (область под контролем Германской империи, когда-то принадлежавшая Франции). Одолжив у одного из них форму, главный герой решает отправиться в оккупированную немцами деревушку, где живет его возлюбленная. Действительно веселых моментов в романе не так много. Можно с интересом наблюдать за перепалками однополчан и слушать фронтовые байки. Но от внезапной бомбардировки или газовой атаки никто не застрахован, и рассказывающий веселый анекдот боец может мигом оказаться под завалами вместе со всеми товарищами. 

«Материал войны - это мы. Война состоит только из плоти и душ простых солдат»

Из всех представленных здесь произведений это, пожалуй, наиболее реалистичное и пахнущее безнадегой. Меня больше всего поразил тот факт, что в нем описывались события только 1915-го года, тогда как по ощущениям и пережитым ужасам казалось, будто у солдат за плечами уже почти вся война. На этом этапе боевых действий дела у Франции шли не лучшим образом. До Версальского мира оставалось ещё 4 года.
 

Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен» 

Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен» 

Жизнь писателя была почти такой же захватывающей, как и у Хемингуэя, – писатель жил в Швейцарии, США, Италии, несколько раз был женат, участвовал в Первой мировой войне, а во времена нацистской диктатуры книги писателя придавали огню. «На Западном фронте без перемен» – одно из наиболее известных произведений Ремарка, ставшее сенсацией.

«Меня могут убить – это дело случая. Но то, что я остаюсь в живых, – это опять-таки дело случая»

Действия происходят в 1918 году, когда Германии приходилось воевать с Францией, Англией, США и Россией одновременно. Главный герой – один из многих добровольцев, что под давлением старшего поколения отправились на фронт прямо со школьной скамьи. Тема «потерянного поколения» поднимается здесь чаще, чем в других произведениях. Очень хорошо она раскрыта в том моменте, когда герой, вернувшись ненадолго домой, безуспешно пытается насладиться чтением книги, понимая, что как раньше уже никогда не будет. Роман сопровождают вставки из беззаботной школьной жизни ребят и веселые фронтовые байки. Мы узнаем, как герои ходили в самоволку к французским дамам, пировали на заброшенном складе с провизией. Трогательных моментов здесь предостаточно – на фронте и в госпиталях погибают друзья и товарищи, героев обстреливает собственная артиллерия, а солдаты, которых несколько месяцев кормят брюквой, готовы пойти в атаку ради консервов с французской тушенкой. 

«Они все еще писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее»

Развязка романа довольно сильная и отпечатывающаяся в памяти, подробнее рассказывать уже не буду.

Также могу посоветовать «Три товарища» – послевоенная Германия и «Время жить и время умирать» – повествующее о Второй Мировой. «Время…» - ещё более жестокий роман, поскольку по уровню зверств, массовых убийств и военных преступлений человечество выходит на принципиально новый уровень.
 

Война - чудовищное явление. Сидящие в бункерах короли и генералы играют в своего рода шахматы, где каждая пешка стоит сотен тысяч жизней. Не поделившие нефть, колонии и взгляды политики отправляют на смерть мальчишек, щедро удобряя землю человеческими останками. И пусть сейчас война стала намного более хитрой и малокровной, каждую минуту она ломает чью-то жизнь. Думая о доблести и славе, победах и орденах, не стоит забывать и об обратной стороне всего этого…

Присоединяйся к нам в FacebookВК , Instagram и будь в курсе свежих новостей! 

Комментарии