​​​​​​​Охотник или жертва? В буллинге нет победителей – только пострадавшие

Валентина Мохор

2019-03-04

В современном молодежном мире проблема буллинга (травли) имеет особо острое звучание. Знаешь ли ты, что это такое? Если тебе повезло учиться в школе (колледже или университете), где царят взаимоуважение и психологическая гармония, считай, ты вытянул (-а) золотой билет. Но, увы, такое встречается все реже. А может быть ты просто не догадываешься, что стал (-а) жертвой буллинга? Или что сам (-а), не подозревая того, являешься буллером? У явления множество лиц, причин и следствий. И ничто из этого ни для кого не сулит ничего хорошего. 

Журналисты TeenAge.by приняли участие в социальном квесте, направленном на предупреждение насилия в молодежной среде, который организовал Фонд ООН в области народонаселения совместно с Белорусской Ассоциацией Молодых Христианских Женщин и молодежной сетью Y-PEER. И мы готовы поделиться впечатлениями.


Преодоление буллинга

буллинг в школе

Кто кого буллит?

Обычная школа. Обычный 9-й класс. Обычные подростки с абсолютно обычными для их возраста переживаниями, потребностями и комплексами: быть не хуже других и не выглядеть белой вороной, быть частью коллектива, а не его аутсайдером. Кажется, это единственное условие, при котором возможно ходить в школу, чтобы учиться, а не подвергать себя каждодневным испытаниям на прочность.

…Кристина перешла в этот класс из другого и ее цель - как можно быстрее влиться в новый коллектив.

…Лишний вес Ларика не прибавляет ему уверенности в себе и сильно сказывается на самооценке.

психологическое насилие

…Лиза из семьи с весьма скромным достатком, и ей стоит огромных усилий компенсировать социальную пропасть между ней и одноклассниками.

…Положительный ВИЧ-статус, узнай о нем товарищи, автоматически сделал бы Диану изгоем не только в классе, но и во всей школе. Поэтому девочка готова на все, чтобы сохранить свою болезнь в тайне.

…Лена хоть и единственный ребенок, но ей очень не хватает внимания и заботы близких. Родители постоянно заняты выяснением отношений между собой. Авторитарный стиль поведения считают единственно правильным и приемлемым в воспитании дочери. Почувствовать свою нужность и равность Лена может только в кругу одноклассников, чего и пытается добиться известными ей способами.

…Хуже остальных Ане. Ее любовь к книгам и романтические мечты не вызывают у сверстников ничего, кроме насмешек и издевательств. Атмосфера неприятия настолько сильна, что нервная система девочки дает сбой. Это тоже не ускользнуло от глаз одноклассников и стало поводом для уже откровенной травли. Отчаяние вот-вот достигнет апогея. Аня готова на крайний, необратимый шаг… Есть ли шанс предотвратить трагедию?

Жертва буллинга, казалось бы, очевидна. Но и у остальных детей есть предпосылки стать мишенью травли. Однако, по их же признаниям, оставленным в записках, они предпочли отвести удар от себя, приняв позицию негласного лидера – агрессивную и нападающую.



Нам, пяти участникам квеста, предстояло распутать сложный клубок взаимоотношений между подростками, шаг за шагом, подсказка за подсказкой, вычислить того самого «серого кардинала», который делает атмосферу в классе невыносимой, выбирая жертву и загоняя ее в угол. Зачем он это делает? Что им движет? Можно ли остановить буллера? Какими последствиями может обернуться травля? Спасать нужно только жертву или агрессор тоже нуждается в помощи? На эти и многие другие вопросы нам предстояло найти ответы. Надо признаться, разгадка оказалась неожиданной для всех участников квеста. И по мере того, как мы приближались к ней, росло внутреннее напряжение.

Впоследствии, когда квест был разгадан, нам предстояла рефлексия с психологом – мы разбирали ситуацию детально, делились впечатлениями и своими переживаниями. Оказалось, трое из нашей команды каждый в свое время столкнулись с буллингом. И все трое справлялись с ситуацией самостоятельно, потому что не знали к кому и можно ли обратиться за помощью, либо просто не нашли понимания своих проблем у взрослых.

По данным мировой статистики, каждый 4-й подросток или молодой человек становится объектом травли. Каждая 3-я жертва насилия никогда и никому не говорит об этом.

Кто остановит буллинг?

Буллинг (происходит от английского bully – хулиган, драчун, насильник) – психологическое насилие, травля одного человека другим. Феномен буллинга наиболее распространен в среде детей, подростков и молодых людей от 10 до 29 лет. Если обзывания, издевательства, унижения, физическое насилие в твой адрес стали постоянным явлением, ты - жертва буллинга. Если подобное поведение по отношению к другим норма для тебя, ты - буллер.

Буллинг явление не новое. Он существовал везде и всегда. Есть страны, в которых уровень насилия в молодежной среде в 100 раз превышает аналогичные показатели в других странах. Феномен травли в школах не обошел стороной даже идеологически выверенный Советский Союз. В 1981 году советский детский писатель Владимир Железняков написал повесть «Чучело», которая двумя годами позже легла в основу одноименного художественного фильма. (Кстати, ты его смотрел (-а)? Настоятельно рекомендуем! Очень отрезвляет своей злободневностью и актуальностью, несмотря на то, что с момента экранизации прошло более 35 лет.)



Так а что же квест? В чем его безусловная польза? Можно подумать, что организаторы сильно сгустили краски – в обычном классе обычной школы такого не бывает. Но это намеренный ход: показать, какими уродливыми формами обладает насилие, как оно порой тщательно завуалировано «изнутри» и увидеть его можно, лишь посмотрев на ситуацию со стороны. По мере прохождения квеста становятся очевидны причины, которые ведут к агрессивному поведению: насилие в семье, попытки самоутверждения за счет унижения других, ярко выраженный нарциссизм, при котором издевательства над слабыми воспринимаются, как доказательство собственного превосходства… Одновременно, обнаруживают себя факторы риска, которые повышают вероятность стать потенциальной жертвой преследования

Но не будем раскрывать все карты. В течение двух дней квест проходил в Минске и в нем успели принять участие несколько десятков подростков и молодых людей. Сама форма работы по профилактике насилия в молодежной среде оказалась настолько эффективной, что квест уже ждут в других городах Беларуси. В ближайшее время он приедет в Пинск.

А вот, что говорят о нем сами участники.

Матвей Зайцев, 17 лет, студент: Квест мне очень понравился. Мы разбирались в сложной ситуации буллинга. Такого со мной никогда не было, и я не думал, что на этом можно построить целую игру. Большое спасибо, что дали такую возможность.

Алина Бурдыко, 18 лет, студентка: Автор одной из записок говорил о проблеме лишнего веса, о том, что нередко из-за этого становился объектом насмешек и как сложно ему по этой причине было стать «своим» среди одноклассников. Эта записка досталась мне. И так случилось, что у меня с 4 по 8 класс была похожая проблема. Я как будто вернулась в свое школьное детство, и это заставило меня снова переживать не самые радостные эмоции. Извините, я сейчас расплачусь…

Даниил Шейко, 17 лет, студент: Я считаю, на такие квесты надо водить целые классы, потому что, когда сотню школьников загоняют в актовый зал и полтора часа читают лекцию, как плохо обижать других детей, эффекта это не дает. Думаю, буллинг – не редкость. Просто многое остается за семью печатями. Во-первых, у нас не принято выносить сор из избы. Во-вторых, ты в теме, если только тебя обижают или ты сам кого-то обижаешь. В противном случае вполне можно не заметить каких-то конфликтных ситуаций между другими одноклассниками. А вот со стороны всегда виднее. Вполне вероятно, что, посмотрев на себя со стороны, буллер станет вести себя иначе, сможет понять и прочувствовать, как неуютно (мягко говоря) тому, против кого проявляется то или иное насилие.

Психолог Жанна Ильковец, председатель городского общественного объединения «Клуб деловых женщин «Юго-Запад», г. Пинск: Надо понять одно: счастливый человек никого не буллит, не троллит и т.д. В ситуации буллинга жертвы все, и помощь должна оказываться тоже всем. Если ты видишь признаки насилия у себя в классе, сам стал (-а) жертвой травли, или не можешь контролировать свою агрессию по отношению к другим, обратись за помощью к специалистам. Это может быть психолог учебного заведения, в котором ты учишься; специалисты в кабинетах и центрах дружественного отношения к подросткам (есть при каждой поликлинике). В конце концов это может быть просто взрослый, которому ты доверяешь. Если специалист, призванный разрулить ситуацию, самоустраняется и показывает свою профессиональную беспомощность и некомпетентность, ищи других. В общественных объединениях, в организациях, которые работают по психологии насилия и консультируют бесплатно. Источником ценной информации будет и тематический интернет-ресурс Останови насилие.

Закрывать глаза, не обращать внимания на проблему нельзя ни в коем случае. Само явление не исчезнет, наоборот, оно будет расти, множиться и принимать все более уродливые формы. Ведь каждая вторая жертва буллинга в конце концов сама выбирает себе подходящую жертву и начинает проявлять насилие.


Фото Виталия Гиля



Тебя обижают в школе. Как решить проблему раз и навсегда
«Если бы меня травили одноклассники? Я бы травил их в ответ» (+видео)


​​​​​​​Все новости, статьи, события с тегом "Видео", "Сверстники"

Присоединяйся к нам в FacebookВК, ОК и будь в курсе свежих новостей! 

Комментарии